Что куда уперлось?

В последнее время на некоторых иркутских сайтах развернулась оживленная дискуссия о судьбе ветхих и аварийных домов на улице Пискунова, которые никак не могут расселить. Оказывается, все уперлось в транспортную схему города в интерпретации администрации Иркутска. В ходе обсуждения стороны развили уже целый экскурс в историю Иркутска, попутно в который уже раз пересказывая старую, но от того не менее фантастическую байку про то, что «Новосибирск обхитрил Иркутск»... Ладно, чего только не прочтешь на просторах Интернета! Да вот только к делу это не имеет никакого отношения.

Казус Пискунова

Речь, собственно, об очень конкретной и локальной проблеме. О девяти ветхих и аварийных домах по улице Пискунова, которые, по идее и по всем нормам и правилам, давно пора сносить, так как ремонтировать себе дороже, да и физически уже невозможно. Стоит это удовольствие вместе с расселением жильцов в кругленькую сумму порядка 200 миллионов рублей. И теперь встал вопрос кто оплатит этот процесс. 

Теоретически, в рамках "развития застроенных территорий", такие проблемы решаются за счет победителя аукциона, проводимого администрацией города. Компания выигрывает право вести работы на конкретном уже застроенном земельном участке, с границами под тревожным названием "красные линии". Ну, почти что красные флажки: помните песню Высоцкого «Охота на волков»? При заключении соответствующего договора, стороны берут на себя определенные обязательства. 

Строительная компания (застройщик) обязуется расселить всех жильцов сносимых домов в приемлемое для них жилье, а на освободившемся участке построить новый жилой квартал с соблюдением опять-таки градостроительных нормативов. Чтобы не получились «каменные джунгли», чтобы плотность застройки была не запредельной, чтобы там было где гулять, где машины ставить, чтобы там место нашлось и для школ, и для больниц, и для детсадиков. Градостроительный комитет, в свою очередь, должен четко и однозначно информировать застройщика, что собой представляет участок, и не менять условия сделки на ходу. 

В случае участка на улице Пискунова получилось… как получилось. Компания "Сибкомплектмонтаж" выиграла аукцион и потом передала свой выигрыш компании "Высота". Но вышло так, что предлагался к застройке участок одного размера, а потом, в виде "бесплатного дополнения", ей предложили за свой счет расселить еще те самые девять домов, о которых шла речь выше. Но оказалось, что на их месте ничего строить нельзя. "Красные", понимаешь ли, "линии" не дают. Ибо в мэрии решили, что по этому участку пройдет «скоростная магистраль непрерывного движения», соединяющая какие-то две «федеральные трассы».

Эх, дороги!..

В администрации Иркутска утверждают, что по плану планировки Октябрьского округа улица Пискунова будет магистральной улицей общегородского значения, которая в границах будущей агломерации соединит две федеральные автодороги. Судя по всему, речь идет о дороге федерального значения А331 через Братск и федеральной трассе Р258 «Байкал». Отметим, что первая дорога является "федеральной" лишь в проекте, и станет таковой лишь когда построят автодорогу «Вилюй», от Усть-Кута, через Мирный, до Якутска. Именно тогда дорога станет федеральной, то есть, соединяющей два и более субъектов Российской Федерации. 

Отметим также, что настоящие федеральные трассы Р-255 «Сибирь» (Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск) и Р-258 «Байкал» (Иркутск-Улан-Удэ-Чита) проходят через Иркутск по левобережной части города не пересекая Ангару. Считать, что Академический мост, выезд с которого упирается в Пискунова, является "естественным продолжением федеральной трассы "Байкал", это тоже самое, что считать продолжением федеральной автодороги любую лесовозную дорогу или проселок с выездом на ФАД. Да и ехать по Пискунова на Якутский тракт – это уж слишком. С тем же успехом на Москву можно ехать через Шелехов. А еще лучше через Читу. 

На Голоустненский тракт, конечно, можно ехать и по Пискунова. С выездом на улицу Ширямова и улицу Дорожная, хорошо попетляв по городу. А кто поумней, тот выедет, конечно, или на Байкальскую и по ней на ту же Ширямова, а еще проще – на Советскую, и там уж сразу на «оперативный простор» до самого Голоустного, хоть Малого, хоть Большого. Но, честно положа руку на сердце, при всей симпатии к прибайкальским деревням – ну, не будет Голоустненский тракт никогда «федеральной трассой»! В этом тысячелетии, по крайней мере – точно не бывать.

"Магистральная улица" 

Как это часто бывает у чиновников, когда они начинают фантазировать с одними им понятными целями, одно цепляется за другое и рождаются удивительные контрукции. Рассуждения на тему «федеральных магистралей», приводят к тому, что улице Пискунова присваивают титул «магистральная улица». Согласно нормативному документу с скучным и длинным названием СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»: 
«Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе». 

Улица Пискунова вся целиком проходит только в одном районе Иркутска – в Октябрьском (и то в малой лишь его части). Насчет «подъезда к внешним дорогам» мы уже сказали – сама по себе она такого подъезда не обеспечивает. Ну и параметры ее, установленные в СНиПе, обеспечить вряд ли кто возьмется. Это, для сведения, 4-6 полос движения (в каждую сторону, рассчитанных на скорость 100 км/час), шириной по 3,75 метров каждая. Плюс тротуар шириной 4,5 м (с каждой стороны, вестимо). Ну и главное – «Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях». 

Нет, в теории можно всё. Можно и в трех уровнях развязки сделать даже в отдельно взятой деревне Мамоны. Кто говорит что нет? Можно. Но зачем? И кто это оплатит? Иркутску – точно незачем. Как-то и сейчас улица Пискунова не самая загруженная в городе. И на ней, «узкой и неудобной», по мнению Бакулева, пробки не возникают. Потому что никто ее и не рассматривает как «соединение федеральных трасс». Когда-то, почти полвека назад (в 1971 году, когда создавался генплан Иркутска) об этом думали. Но с тех пор и город, и вся страна серьезно изменились. 

А главное – кто оплатит все это удовольствие? Строительство дорог, да еще в городе, занятие не из дешевых. Как мы видим, к федеральным трассам улица Пискунова отношения не имеет. Следовательно, на федеральный бюджет рассчитывать не стоит. А главное – надо просто понимать, что в обозримые 10 лет, если верить федеральному Минфину (а не верить ему оснований нету – все же кому, как не им, знать, сколько в бюджете денег), ни Иркутской области, ни отдельно взятому городу Иркутску на денежный дождь из центра рассчитывать не стоит.

Ну а главное – в том, что «кто девушку обедает, тот ее и танцует». Если комитету по градостроительству города Иркутска захотелось сделать улицу Пискунова скоростной магистралью общегородского значения – то вот пусть он за счет городского бюджета и расселяет жителей тех девяти домов, которые «попали за флажки». То есть за «красные линии». Это уже не проблема строительной компании, которая выиграла конкурс на развитие застроенной территории. Им что – на каком участке строят, на том и сносят, с того участка и людей расселяют. Оплачивать фантастические хотелки кого-то из администрации, кто хотел бы за чужой счет себе рейтинга повысить, на это никто из строителей не подписывался. И не подпишется никогда. Ибо денежки счет любят, и только тогда они денежки, а не бумажки. 

Все это хорошо понятно, и с точки зрения закона, и чисто по человечески. Общественность, строители, архитекторы – все это понимают. Но правит бал градостроительный комитет мэрии. 

Понятно, что вся эта проблема создана не нынешней, а предыдущей администрацией. Не удивительно: в бытность главой города Виктора Кондрашова в «Малом Сером доме» вообще плохо понимали, что такое земельные участки и как с ними надлежит работать. Но как будто бы глава города уже поменялся, или мне так кажется?

Михаил Кулехов

РТК
ВСС

Пожарные стесняются назвать предприятие, дым от пожара на котором накрыл половину Братска

Участники "Северного десанта" выступили в Киренске и Алексеевке

"Северный десант" добрался до Ярактиснкого месторождения ИНК

Крупнейшее ДТП с участием 15 машин произошло в четверг в Томске (фото, видео)

Митингом и шествием по улицам города отметили в Иркутске День России

Специалисты не выявили разрушений несущих конструкций дома, где взорвался газ

В Хабаровском крае взрыв газа в пятиэтажке уничтожил три квартиры (фото)

Дмитрий Радченко: "Шестеро юных футболистов из Иркутска пройдут обучение в Академии "Зенита"

На акцию протеста против роста цен на бензин в Иркутске пришли пара сотен человек (видео)

В Приангарье отметили Международный день внимания к железнодорожным переездам

вкусно
evolution forum

пн вт ср чт пт сб вс