Что куда уперлось?

В последнее время на некоторых иркутских сайтах развернулась оживленная дискуссия о судьбе ветхих и аварийных домов на улице Пискунова, которые никак не могут расселить. Оказывается, все уперлось в транспортную схему города в интерпретации администрации Иркутска. В ходе обсуждения стороны развили уже целый экскурс в историю Иркутска, попутно в который уже раз пересказывая старую, но от того не менее фантастическую байку про то, что «Новосибирск обхитрил Иркутск»... Ладно, чего только не прочтешь на просторах Интернета! Да вот только к делу это не имеет никакого отношения.

Казус Пискунова

Речь, собственно, об очень конкретной и локальной проблеме. О девяти ветхих и аварийных домах по улице Пискунова, которые, по идее и по всем нормам и правилам, давно пора сносить, так как ремонтировать себе дороже, да и физически уже невозможно. Стоит это удовольствие вместе с расселением жильцов в кругленькую сумму порядка 200 миллионов рублей. И теперь встал вопрос кто оплатит этот процесс. 

Теоретически, в рамках "развития застроенных территорий", такие проблемы решаются за счет победителя аукциона, проводимого администрацией города. Компания выигрывает право вести работы на конкретном уже застроенном земельном участке, с границами под тревожным названием "красные линии". Ну, почти что красные флажки: помните песню Высоцкого «Охота на волков»? При заключении соответствующего договора, стороны берут на себя определенные обязательства. 

Строительная компания (застройщик) обязуется расселить всех жильцов сносимых домов в приемлемое для них жилье, а на освободившемся участке построить новый жилой квартал с соблюдением опять-таки градостроительных нормативов. Чтобы не получились «каменные джунгли», чтобы плотность застройки была не запредельной, чтобы там было где гулять, где машины ставить, чтобы там место нашлось и для школ, и для больниц, и для детсадиков. Градостроительный комитет, в свою очередь, должен четко и однозначно информировать застройщика, что собой представляет участок, и не менять условия сделки на ходу. 

В случае участка на улице Пискунова получилось… как получилось. Компания "Сибкомплектмонтаж" выиграла аукцион и потом передала свой выигрыш компании "Высота". Но вышло так, что предлагался к застройке участок одного размера, а потом, в виде "бесплатного дополнения", ей предложили за свой счет расселить еще те самые девять домов, о которых шла речь выше. Но оказалось, что на их месте ничего строить нельзя. "Красные", понимаешь ли, "линии" не дают. Ибо в мэрии решили, что по этому участку пройдет «скоростная магистраль непрерывного движения», соединяющая какие-то две «федеральные трассы».

Эх, дороги!..

В администрации Иркутска утверждают, что по плану планировки Октябрьского округа улица Пискунова будет магистральной улицей общегородского значения, которая в границах будущей агломерации соединит две федеральные автодороги. Судя по всему, речь идет о дороге федерального значения А331 через Братск и федеральной трассе Р258 «Байкал». Отметим, что первая дорога является "федеральной" лишь в проекте, и станет таковой лишь когда построят автодорогу «Вилюй», от Усть-Кута, через Мирный, до Якутска. Именно тогда дорога станет федеральной, то есть, соединяющей два и более субъектов Российской Федерации. 

Отметим также, что настоящие федеральные трассы Р-255 «Сибирь» (Новосибирск — Кемерово — Красноярск — Иркутск) и Р-258 «Байкал» (Иркутск-Улан-Удэ-Чита) проходят через Иркутск по левобережной части города не пересекая Ангару. Считать, что Академический мост, выезд с которого упирается в Пискунова, является "естественным продолжением федеральной трассы "Байкал", это тоже самое, что считать продолжением федеральной автодороги любую лесовозную дорогу или проселок с выездом на ФАД. Да и ехать по Пискунова на Якутский тракт – это уж слишком. С тем же успехом на Москву можно ехать через Шелехов. А еще лучше через Читу. 

На Голоустненский тракт, конечно, можно ехать и по Пискунова. С выездом на улицу Ширямова и улицу Дорожная, хорошо попетляв по городу. А кто поумней, тот выедет, конечно, или на Байкальскую и по ней на ту же Ширямова, а еще проще – на Советскую, и там уж сразу на «оперативный простор» до самого Голоустного, хоть Малого, хоть Большого. Но, честно положа руку на сердце, при всей симпатии к прибайкальским деревням – ну, не будет Голоустненский тракт никогда «федеральной трассой»! В этом тысячелетии, по крайней мере – точно не бывать.

"Магистральная улица" 

Как это часто бывает у чиновников, когда они начинают фантазировать с одними им понятными целями, одно цепляется за другое и рождаются удивительные контрукции. Рассуждения на тему «федеральных магистралей», приводят к тому, что улице Пискунова присваивают титул «магистральная улица». Согласно нормативному документу с скучным и длинным названием СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*»: 
«Магистральные улицы связывают между собой районы и социально-значимые объекты города, обеспечивают подъезд к внешним автомобильным дорогам. На них приходится основной поток движения общественного транспорта в городе». 

Улица Пискунова вся целиком проходит только в одном районе Иркутска – в Октябрьском (и то в малой лишь его части). Насчет «подъезда к внешним дорогам» мы уже сказали – сама по себе она такого подъезда не обеспечивает. Ну и параметры ее, установленные в СНиПе, обеспечить вряд ли кто возьмется. Это, для сведения, 4-6 полос движения (в каждую сторону, рассчитанных на скорость 100 км/час), шириной по 3,75 метров каждая. Плюс тротуар шириной 4,5 м (с каждой стороны, вестимо). Ну и главное – «Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях». 

Нет, в теории можно всё. Можно и в трех уровнях развязки сделать даже в отдельно взятой деревне Мамоны. Кто говорит что нет? Можно. Но зачем? И кто это оплатит? Иркутску – точно незачем. Как-то и сейчас улица Пискунова не самая загруженная в городе. И на ней, «узкой и неудобной», по мнению Бакулева, пробки не возникают. Потому что никто ее и не рассматривает как «соединение федеральных трасс». Когда-то, почти полвека назад (в 1971 году, когда создавался генплан Иркутска) об этом думали. Но с тех пор и город, и вся страна серьезно изменились. 

А главное – кто оплатит все это удовольствие? Строительство дорог, да еще в городе, занятие не из дешевых. Как мы видим, к федеральным трассам улица Пискунова отношения не имеет. Следовательно, на федеральный бюджет рассчитывать не стоит. А главное – надо просто понимать, что в обозримые 10 лет, если верить федеральному Минфину (а не верить ему оснований нету – все же кому, как не им, знать, сколько в бюджете денег), ни Иркутской области, ни отдельно взятому городу Иркутску на денежный дождь из центра рассчитывать не стоит.

Ну а главное – в том, что «кто девушку обедает, тот ее и танцует». Если комитету по градостроительству города Иркутска захотелось сделать улицу Пискунова скоростной магистралью общегородского значения – то вот пусть он за счет городского бюджета и расселяет жителей тех девяти домов, которые «попали за флажки». То есть за «красные линии». Это уже не проблема строительной компании, которая выиграла конкурс на развитие застроенной территории. Им что – на каком участке строят, на том и сносят, с того участка и людей расселяют. Оплачивать фантастические хотелки кого-то из администрации, кто хотел бы за чужой счет себе рейтинга повысить, на это никто из строителей не подписывался. И не подпишется никогда. Ибо денежки счет любят, и только тогда они денежки, а не бумажки. 

Все это хорошо понятно, и с точки зрения закона, и чисто по человечески. Общественность, строители, архитекторы – все это понимают. Но правит бал градостроительный комитет мэрии. 

Понятно, что вся эта проблема создана не нынешней, а предыдущей администрацией. Не удивительно: в бытность главой города Виктора Кондрашова в «Малом Сером доме» вообще плохо понимали, что такое земельные участки и как с ними надлежит работать. Но как будто бы глава города уже поменялся, или мне так кажется?


Михаил Кулехов


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ