Кому работать в хозяйствах и на поле?
О подготовке высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства региона, развитии аграрной науки говорили на выездном заседании депутаты Заксобрания края — члены комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку.
За “круглым столом” в Забайкальском аграрном институте собрались и представители краевых министерств — сельского хозяйства и образования, сотрудники администрации Читинского района, руководители пяти учебных заведений.
Вынуждены повторяться
Открывая заседание, депутаты пояснили: повторно поднять проблему сельскохозяйственного образования их заставил тот факт, что кадровый вопрос на селе, несмотря на принимаемые на уровне правительства региона меры, так и остается нерешенным. А именно: кадры сегодня, как известно, решают все.
— Одних только организационных усилий, материальных и финансовых ресурсов недостаточно для подъема сельского хозяйства. Наличие квалифицированных кадров становится важнейшим фактором эффективного развития отрасли. А подготовить такие кадры для АПК без надлежащего уровня развития аграрного образования и науки невозможно, — поделился соображениями с присутствующими председатель парламентского комитета Александр Ваулин.
Кроме того, поводом повториться в выборе темы очередного заседания стало невыполнение ряда рекомендаций “круглого стола”, проведенного парламентариями в апреле прошлого года.
— К сожалению, большинство пунктов нашего прошлого решения находится в стадии исполнения. А к некоторым даже не приступали, — сообщил Анатолий Вершинин, директор ЗабАИ — филиала ФГОУ ВПО “Иркутская государственная сельскохозяйственная академия”. И рассказал об отдельных пунктах подробнее. — Краевому правительству было рекомендовано предусмотреть в бюджете на 2011 год финансирование мероприятий по проведению курсов повышения квалификации для глав сельских поселений на базе аграрных образовательных учреждений. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки, поэтому я прошу этот пункт отразить в новом решении и добиваться его выполнения.
Не получилось у нас сделать демонстрационную площадку для презентации новой техники и современного оборудования, которые пускай и в скромных объемах, но в край поступают.
Выступая перед собравшимися, он отметил явную недооценку кадровой проблемы в аграрном секторе.
— В последнее время у нас принимается немало сельскохозяйственных программ. Однако в этих программах — по мясному скотоводству, развитию фермерства, перерабатывающей промышленности и других — отсутствует кадровая составляющая. Я думаю, что это ошибка. Если в каждой программе, пусть даже в минимальных объемах будет предусмотрено финансирование профессиональной подготовки специалистов, это позволит потихоньку решать кадровые проблемы на селе. Поэтому, что касается программ краевого значения, при работе над ними комитетам Законодательного Собрания необходимо действовать согласованно. Если же документ разрабатывается на уровне Госдумы, он приходит к нам уже в готовом виде. Нужно, чтобы профильный комитет мог внести туда свои предложения и дополнения.
Не хотят в деревню
Между тем за минувший год все же удалось кое-что сделать. Например, провести реорганизацию Иркутской государственной сельскохозяйственной академии и Читинского сельскохозяйственного техникума — присоединить техникум к академии и создать на его основе ее структурное подразделение. В Приаргунском районе на базе начального профессионального училища № 31 получилось открыть региональный ресурсный центр сельскохозяйственного профиля. Сегодня, по словам Вершинина, это учебное заведение является современным высокотехнологическим центром по подготовке и повышению квалификации конкурентоспособных рабочих кадров для предприятий агропромышленного комплекса края. Еще одно достижение — начата разработка пилотного проекта “Социально-экономическое развитие сельских поселений Шилкинского района Забайкальского края”. Позже аналогичные программы развития сельских территорий появятся и у других районов. Однако все эти меры не решили главную задачу — притока молодых специалистов в село. Сегодня средний возраст высококвалифицированных рабочих-аграриев близок к пенсионному.
— Помимо образовательной составляющей кадровой проблемы существует еще одна — просто-напросто нежелание молодежи ехать в район, — объяснил директор ЗабАИ. — Специалистов, которых выпускают сельскохозяйственные учебные заведения края, вполне достаточно, чтобы закрыть потребность отрасли в кадрах на ближайшие два-три года. Беда в том (и такая ситуация наблюдается по всей стране), что остаются в профессии на селе всего 15-16 процентов выпускников. Поэтому параллельно с улучшением качества образования, в том числе условий для практических занятий студентов, нужно решать вопрос обеспечения будущих специалистов жильем, достойной зарплатой.
“Смычки” нет
Что касается исследовательской работы в сельскохозяйственных вузах, применения там новейших технологий, депутаты были вынуждены признать — научный потенциал Забайкалья намного скромнее многих других регионов: “О каких инновациях можно говорить, если мы даже демонстрационную площадку сделать не можем?!”
Финансирование научной деятельности будущих аграриев крайне невелико: тех двух-трех миллионов, которые выделялись с этой целью, по словам парламентариев, явно недостаточно. А ведь помимо теоретических разработок нужно, чтобы наука носила прикладной характер.
— Аграрных учебных заведений в крае хватает. Но должны быть и площадки, где бы сосуществовали и развивались наука и практика, ведь одним Сколково Россию не поднимешь. Пока же такой смычки нет, — отметил Даши Дугаров, первый заместитель председателя Законодательного Собрания.
Помогите материально
По итогам заседания, члены комитета по аграрной политике, природопользованию и потребительскому рынку адресовали правительству края ряд рекомендаций. В частности — предусмотреть в бюджете на 2012 год финансирование краевой долгосрочной целевой программы “Социальное развитие села на 2010-2012 годы” в полном объеме, начать-таки внедрение “шилкинского” пилотного проекта, найти, наконец, деньги на повышение квалификации глав сельских поселений.
Краевому минсельхозу депутаты напомнили о создании демонстрационной площадки новой техники и современного оборудования, посоветовали помочь Забайкальскому аграрному институту создать центр дистанционного образования. При разработке краевой долгосрочной целевой программы поддержки и развития агропромышленного комплекса Забайкальского края на 2013-й и последующие годы рекомендовали предусмотреть материально-техническое обеспечение учебного процесса в аграрных образовательных учреждениях.
А министерству образования поступила просьба поучаствовать в создании региональных сельскохозяйственных ресурсных центров в учреждениях начального и среднего специального профессионального образования.
Марина Соснина