Врачи – это люди, которые призваны приходить на помощь в самые трудные минуты и спасать наши жизни. Но медицина – это еще и сложная, и, к сожалению, неидеальная система, которую в очередной раз правительство страны планирует реформировать.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ к 2011 году готовит большую реформу здравоохранения. Она вызывает много споров, в первую очередь из-за короткого периода подготовки. По мнению многих чиновников, к примеру, зампреда правительства и министра финансов Алексея Кудрина, такую сложную систему нельзя реформировать в эти сроки. Однако председатель правительства Владимир Путин «дал добро», и всем стало очевидно: модернизации здравоохранения быть!
Деньги для реформы
Итак, 460 млрд рублей – такую сумму планируется выделить на реформу в 2011-2012 годах, то есть примерно по 230 млрд на каждый год. Основная же позиция реформаторов в том, чтобы на эти средства за два года модернизировать всю систему здравоохранения и в 2013 году запустить новый механизм ее функционирования.
Из общей суммы 136 млрд рублей планируется выделить на выработку единых стандартов оказания медицинских услуг, а также на лекарства, повышение заработной платы, повышение уровня питания в стационарах. 300 млрд пойдут на оснащение больниц и поликлиник, 24 млрд – на информатизацию здравоохранения – создание единой базы медицинских полисов и электронной записи к врачу, создание электронной истории болезни для каждого пациента.
В Улан-Удэ переход на автоматизированную информационную систему (АИС) в работе поликлиник уже начался. Единая база данных призвана устранить очереди в поликлиниках, сократить время на поиск данных о пациенте. Стало легче врачам. В поликлиниках появились и электронные автоматы самозаписи на прием к специалистам. Однако позвонить в регистратуру и записаться на прием до сих пор проще, чем приезжать в поликлинику и самому «вбивать» свои данные, включая номер страхового полиса. К тому же в таких автоматах пока представлены далеко не все специалисты и, самое главное, очереди на запись к ним не уменьшаются.
Новые ориентиры
Самым же главным пунктом предстоящей реформы станут изменения в системе обязательного медицинского страхования. Полис ОМС будет выдавать, согласно новой реформе, страховая компания, а не работодатель. Каждый гражданин сможет выбрать страховую компанию, с которой хотел бы иметь дело. Страховщикам же придется оказывать услуги не на государственном уровне через получение тендеров на страхование, как это происходит сейчас, а самим «продавать» себя гражданам. Более того, такое изменение предполагает переход к преимущественно одноканальной форме финансирования здравоохранения. Это означает, что основная часть средств будет направляться из системы ОМС, при этом оплата медицинской помощи будет осуществляться по конечному результату на основе комплексных показателей объема и качества оказанных услуг.
Фондодержателем финансовых средств станет амбулаторно-поликлиническая служба, то есть те самые поликлиники, куда люди обращаются за медицинской помощью в первую очередь. И уже фондодержатель будет вести расчеты с учреждениями здравоохранения, ориентируясь на исполнение ими стандартов оказания медицинской помощи.
Данная мера, по мнению реформаторов, должна стимулировать медицинских работников на получение главного результата – выздоровление пациента. Ведь сегодня в России действует гонорарный способ расчетов, когда региональными фондами медицинского страхования оплачиваются выполненные объемы. Более того, согласно модернизации, по полису пациент сможет получить медпомощь в любой клинике на территории России, включая частные медучреждения, входящие в систему ОМС. При этом полис ОМС не должен становиться «скидкой» к платным услугам частников: по новой системе все клиники будут иметь равные права и «расценки».
Пока сложно сказать
Итак, по мнению чиновников, государство в этой реформе предоставляет нам фактически, полную свободу выбора страховой компании, места лечения и специалиста. Но только по мере осуществления реформы станет понятно, многие ли частные клиники перейдут на новую систему, действительно ли она создаст конкуренцию между учреждениями и врачами и повысится ли в связи с этим количество специалистов и качество медуслуг. А главное, пока остается неясным, кто будет контролировать это качество, если оно ставится во главу угла одноканальной системы финансирования.
По мнению заместителя начальника управления здравоохранения по экономическим вопросам Нины Раднотаровой, предстоящая модернизация – это один большой вопрос.
- Пока неизвестно, сколько денег дойдет до нас из этих 460 млрд. Изначально эти средства будут потрачены на улучшение материально-технической базы, – сообщила Нина Александровна. – Так что пока трудно сказать и как изменится зарплата медработников. Сейчас для выпускника-медика минимальный размер зарплаты – 6 450 рублей. Многое зависит от «подушевого» финансирования, плюс квартальные премии и стимулирующие за результат, которые выплачиваются, конечно, не всегда.
Сами врачи и администрация поликлиник говорят о текущих проблемах неохотно. Однако основную и, пожалуй, самую существенную проблему выделяют все: это нехватка специалистов. Наталья Бадмаева, заместитель главного врача по лечебной работе Городской поликлиники № 1, отмечает, это эта проблема особенно касается так называемого первичного звена: терапевтов, участковых врачей.
– Молодые специалисты на такую работу не стремятся, ведь она очень интенсивная и многогранная. А заработную плату, особенно в начале врачебной практики, вряд ли можно назвать достойной.
Кадровая нехватка
Интенсивность работы врача не вызывает сомнений. На одного участкового врача в поликлинике № 1, к примеру, приходится 1700 человек. При этом «регламент» приема одного пациента терапевтом составляет поразительные 12 минут, а на приеме у отоларинголога, например, всего 8 минут. Вполне очевидно, что за это время врачу не удается выслушать и решить проблемы пациента. Время приема затягивается, очереди растут… А ведь участковый еще посещает пациентов дома по вызовам. Здесь нормативы указывают на необходимые посещения шести больных в день. При нехватке специалистов, сложности работы и их ненормированном рабочем графике становится неудивительным порой низкое качество лечения.
Заведующая аналитическим отделом Городского центра медицинской профилактики Людмила Борисова считает, что нужно вернуть распределение специалистов.
– При советской власти, которую мы все так любим ругать, была, на мой взгляд, очень хорошая мера – обязательное распределение выпускников. Ведь каждый выпускник вуза сейчас сам может убедиться, как трудно устроиться куда-либо без опыта. А распределение давало и определенные гарантии, и многие молодые люди, заинтересовавшись, так и оставались работать на предоставленных им местах.
– В любом случае сейчас многое делается для улучшения состояния и качества здравоохранения, – сообщила Людмила Борисова. – Поступает новое оборудование, для работы с ним обучаются специалисты, финансирование поликлиник увеличивается в рамках нацпроектов, реконструируются и здания поликлиник, а для медицинских работников действует программа получения жилья по льготной цене. Что же касается качества услуг и компетентности врачей – всегда ли это зависит от денег? Любой может обратиться в частную клинику, получить консультацию или пройти обследование, но, если вдруг заболеет, все равно обращаться будет к своему участковому врачу.
Пока же, несмотря на то, что давно минуло время Советского Союза, поликлиники Улан-Удэ почти не изменились. Все те же интерьеры, очереди, врачи старой закалки, у которых не хватает времени на всех пациентов. И жалобы пациентов неизменны: «Стоишь в очереди несколько часов, в итоге один врач отправляет к другому, а тот – к третьему», «Снова выписали кучу дорогих лекарств, толком так ничего и не объяснили», «Всюду огромные очереди, в них здоровому человеку выстоять тяжело, что говорить о пенсионерах и инвалидах». Но хуже всей этой рутины может быть только факт безучастности врача, что порой приводит к неверным диагнозам и лечению. Никто не утверждает, что все врачи некомпетентны и, наверное, каждый из нас может привести пример врача «от Бога». И все мы хотим понять, что должно случиться, чтобы к нашей медицине вернулся статус «лучшей в мире». Может, и вернется при помощи задуманной реформы.
Анастасия Рожкова