Учёные Гуманитарного института СФУ провели комплексное исследование отчётов, печатной периодики и делопроизводственных материалов, посвящённых масштабному строительству Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX – начале ХХ веков.
Изучив исторические источники, эксперты воссоздали картину рабочего быта, описали национальный и возрастной состав обширного штата строителей, рассказали о медицинском обслуживании железнодорожных строителей и забастовках, возникавших на Транссибе из-за тяжёлых условий труда.
«Мы сосредоточились на изучении отчётов по постройке Средне-Сибирской железной дороги, участков от Красноярска до Иркутска и Забайкальской железной дороги. Ряд важных сведений почерпнули в периодическом издании „Вестник путей сообщения“. Удалось точнее установить отдельные аспекты принятия решений на строительстве железной дороги, труда и быта рабочих. Например, уже современникам этой большой стройки были очевидны заманчивые перспективы, открывающиеся благодаря новой транспортной артерии — это и бурное развитие экономики Сибири, и новые культурные веяния, и, конечно, усиление позиций Российской империи на востоке», — сообщил кандидат философских наук, директор Гуманитарного института Андрей Груздев.
Значительная удалённость Сибири от основных рынков рабочей силы, её малая заселённость и тяжёлые условия труда и быта строителей стали настоящими вызовами для организаторов стройки. Исторические архивы сохранили сведения о том, как решались эти проблемы правительством Российской империи. Несмотря на очевидно тяжёлые условия труда и удалённость от очагов цивилизации, руководством предпринимались шаги для налаживания быта рабочих: строились больницы, существовала система поощрений для лучших работников.
Состав строителей, возводивших Транссиб, был достаточно разнообразен. Плечом к плечу трудились сибиряки, приезжие мастеровые из Европейской России, ссыльнопоселенцы, арестанты, солдаты, выходцы из азиатских государств — в особенности, из Китая. Особняком среди строителей стояли семейские — так называли потомков старообрядцев, прибывших в Сибирь в XVIII веке. Эти работники отличались отменным здоровьем и трудолюбием, а также неприятием спиртного.
Авторы исследования подчеркнули, что одной из главных проблем строительства стало слабое развитие промышленности в Сибири конца XIX века — все материалы приходилось завозить издалека. Отсутствие дорог же осложняло доставку камня, гравия и песка.
Помимо сложностей логистики, работа на стройке железнодорожных путей отличалась бытовой неустроенностью. Рабочий день составлял около 14 часов без учёта времени на полдник и обед. Иногда работникам приходилось трудиться по ночам, а также в воскресные и праздничные дни.