Учителя Бурятии считают, что в ближайшее время российское образование окончательно умрет
Министерство образования РФ планирует полностью изменить принципы обучения в старшей школе. Учительская общественность Бурятии, ознакомившись с подробностями планируемых перемен, буквально "взорвалась" — по мнению педагогов, эти нововведения убьют российскую школу. Поскольку Бурятия всегда старается быть в числе "пилотных" регионов во всех образовательных реформах, жители республики, возможно, испробуют на себе новые школьные стандарты уже в 2013 году.
По верхушкам
Проект образовательного стандарта для старшеклассников принципиально меняет подход к обучению в старшей школе. Согласно этим стандартам, каждый ученик сможет выбрать себе полностью индивидуальный курс обучения. Только три предмета - "Россия в мире", основы безопасности жизнедеятельности и физкультура — будут обязательными для всех. Все остальное — по выбору, и почти необязательно.
Большая часть предметов будет изучаться на минимальном уровне (в виде интегрированных курсов), и только 1-2 — серьезно и основательно. Интегрированные курсы объединяют разом, например, русский язык с литературой, математику с информатикой, химию с физикой и биологией. Чтобы учить отдельно физику, нужно записываться на специальный курс. Но все изучить углубленно — не получится, всего в программу может входить не больше 10 предметов.
Учителя недоумевают: почему обязательными стали предметы, у которых даже нет научной основы, а фундаментальные дисциплины остались за бортом?
— На то же "естествознание" дается 4-часовая недельная нагрузка. То есть за 4 часа и закон Ома объяснить, и таблицу Менделеева, и пестики-тычинки изучить. Естественно, что эти интегрированные курсы будут только обзорными, — считает преподаватель русского языка и литературы Александр Драгун.
В целом число предметов в старших классах, изучаемых школьником, сократится с нынешних 16—21 почти вдвое. Достаточно ли этого для нормального образования школьника? Многие учителя уверены: конечно нет.
— Идея здравая, действительно, дети в старших классах перегружены, — считает Александр Драгун. — Если ученик уже определился, к примеру, что станет гуманитарием, зачем ему изучать углубленно математику? Конечно, надо было сократить предметы, но не с таким же усердием!
Образование станет платным?
Один из разработчиков проекта А.М. Кондаков так и заявляет: "Государство гарантирует бесплатное изучение не более чем 10 предметов". Иными словами, хочешь быть всесторонне развитым — плати деньги.
— То есть школа может дать не более 10 предметов бесплатных. Остальное — дополнительные образовательные услуги и репетиторы. Платно. Об этом не говорится напрямую, но это очевидно, — считает Александр Драгун. — То есть Эллочку-людоедочку мы вам приготовим бесплатно, а на Софью Ковалевскую придется раскошелиться!
Разработчики проекта подразумевали, что ученик, дабы его не перезагружали "лишними" знаниями, должен выбрать только те предметы, которые он будет сдавать для поступления в вуз или другое учебное заведение после окончания школы. Но минимум настолько узок, что и тут уложиться будет не просто.
— Допустим, ученик выбрал профессию юриста, — предполагает Александр Драгун, — соответственно, нужно изучить историю, обществознание, право. Неплохо бы еще знать русский язык, литературу, экономику. Но, увы, из одной области можно выбрать только 2 предмета, поэтому кое-какие гуманитарные предметы автоматически отпадают. Их придется изучать самостоятельно.
"За" и "против"
Пожалуй, все школы города сейчас гудят от обсуждений нового проекта образовательного стандарта. Проводятся педсоветы, собрания. Вопросов, как правило, гораздо больше, чем ответов.
— Мы провели педсовет. Конечно, полного принятия нет, — говорит директор школы 40 Галина Черных. — А вопросов более чем достаточно. Никому непонятно, почему приоритетными стали именно указанные в проекте 3 предмета?
Историк Ольга Зосина также считает, если уж в приоритетах — воспитание патриотизма, то нужно было и акцент делать на изучении родной истории:
— Какой гражданин, если истории не знает? Мы гражданина воспитываем, прежде всего. И так многое потеряли в 90-е годы. Сколько у нас было разных учебников по истории, разных точек зрения. Только-только стало все входить в норму. И нас снова откидывают назад. "Россия в мире" — что за предмет? Кто будет вести? Там география, история, литература переплетаются. Зато история родная потеряется.
А вот директор 35-й школы Людмила Пахомова, напротив, с тем, что про здоровье школьника надо думать в первую очередь, согласна на 100 %. Количество изучаемых предметов нужно сокращать.
— Если посмотреть, допустим, по нашей школе, то здоровых детей практически нет. Зрение плохое, все со сколиозом. Дети перегружены. Постоянно сидят за компьютерами, бесконечные учебные нагрузки. Чтобы ребенку выучить домашнее задание от корки до корки, нужно до ночи заниматься. Про спорт вообще можно забыть. Отсюда и депрессии, и детские суициды. Нужно сокращать программу, — говорит Людмила Пахомова.
Единственное, с чем не согласна Людмила Пахомова, с тем, что литературу делать необязательной или скрещивать с другими предметами:
— Душу все-таки формирует литература. Это мое глубочайшее убеждение. Литературу нельзя ни скрещивать, ни усекать никак. Потому что она формирует нравственную позицию, мировоззрение.
В принципе, так говорит каждый предметник: нагрузку надо сокращать, но "не за счет моего предмета, потому что, а как без него?".
Все дело в недопонимании.
Исполняющая обязанности начальника отдела общего образования министерства образования и науки РБ Татьяна Будаева уверена: такая бурная реакция — не что иное, как недопонимание сути вопроса. "Пока что для возмущения нет никаких оснований", — считают в министерстве образования и науки РБ.
— Давать оценку сырому документу проблематично. Есть шероховатости, есть изложение, может быть, не совсем правильное. Этот проект выставлен на обсуждение буквально на днях. И еще несколько месяцев он будет обсуждаться. Будут учитываться мнения всех: и родителей, и учителей, и общественности в целом, — разъясняет Татьяна Будаева.
По словам Татьяны Будаевой, в скором времени вообще вся система образования в основной школе будет осуществляться по новым принципам. От привычной классно-урочной системы будут отходить:
— Уроки какие-то, где надо сидеть и писать, допустим, русский язык, литература, останутся. Но какие-то предметы мы можем проводить экскурсионно. Когда дети с учителем выезжают в музей и там проводят урок, например урок истории. Ребенок может потрогать экспонаты, зрительно ознакомиться с тем, что в "мертвом" виде дается на уроках.
Опасения по поводу того, что образование станет платным, в министерстве считают необоснованными.
— Платным образование никогда не будет. Потому что все, что входит в стандарт, — бесплатно, — говорит Татьяна Будаева.
Как объявил министр образования России Андрей Фурсенко, апробация образовательных стандартов в школах пилотных регионов начнется уже в 2013 году. Учитывая, что республика участвует как пилотный регион по введению новых стандартов начального образования (уже в этом году первоклашки 53 школ республики учатся по новым правилам), то можно предположить, что и апробацию по старшей школе мы, скорее всего, также будем осуществлять одними из первых в России. Бурятия, вообще, всегда старается участвовать во всех образовательных экспериментах. Правда, пока на этот счет в министерстве воздерживаются от комментариев.
Василиса Шишкина, "Номер один". На фото: Александр Драгун