Год назад, 13 января 2010 года, Председатель Правительства РФ подписал Постановление №1, которое разрешило Байкальскому ЦБК возобновить загрязнение уникального озера. Многолетние усилия по сохранению Байкала пошли прахом.
Громадные силы и средства, потраченные на перевод комбината на замкнутый водооборот, развитие альтернативных экологически безопасных производств и развитие туризма, пропали зря, перечеркнутые размашистой подписью В.Путина.
Здравомыслящий человек, узнав об этом Постановлении, сразу задавался вопросом — зачем? На одной чаше весов риск потерять Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, позорный для России международный скандал, уничтожение наметившихся перспектив развития Южного Байкала и пр. Значит, на другой чаше весов лежит что-то особенное и более важное чем «священное озеро»?
В СМИ появлялось много различных предположений. Писали и говорили о необходимости решения социальных вопросов; об отсутствии альтернатив; о том, что именно тут «куется оборонный щит Родины» и пр. Действительно, это важные вещи. В то же время, непредвзятый анализ показывает, что все это отговорки. Есть реальные и несложные способы поправить социально-экономическую ситуацию и без открытия БЦБК, так как существуют реальные альтернативы. Роль же комбината в защите Родины, мягко говоря, преувеличена.
Некоторые псевдо эксперты пытались доказать, что БЦБК не загрязняет озеро, а, чуть ли не «облагораживает», излишне чистую, судя по всему, воду Байкала. Видимо, они из числа тех «специалистов», что писали для В. Путина его выступление на заседании Русского Географического общества. Как многие помнят, в нем Премьер намекнул онемевшим географам на то, что Ангара впадает в Байкал. Поэтому, де, иркутские сбросы в Ангару в разы опаснее для Байкала, нежели сбросы БЦБК!
Пытаясь окончательно обелить комбинат, эти горе-эксперты утверждают, что научного доказательства его вреда никто не может привести. Между тем факты показывают обратное — ученые неоднократно представляли руководству страны документы о негативном влиянии БЦБК на Байкал.
На этом фоне своеобразно смотрятся слова В.Путина, сказанные им в Томске 26 апреля 2006 года в связи с переносом нефтепровода подальше от берегов озера: «Если есть хоть малейшая доля вероятности загрязнения Байкала, мы должны сделать все, чтобы эту опасность не минимизировать, а исключить». Что же изменилось в его отношении к Байкалу к январю 2010 года?
Поставим вопрос пошире — что (кто) заставило власть открыть БЦБК? Ответ на этот вопрос мы искали в документах, которые Гринпис запросил в российских органах власти.
Анализ полученных документов предоставляет на выбор два вывода:
— чиновники скрывают наиболее важную часть документов
— решение об открытии БЦБК принято без серьезного анализа ситуации.
Тем не менее, в чем-то полученные документы помогли — позволили выйти на список чиновников, причастных к появлению абсурдного Постановления №1:
Аппарат Правительства — тем, что предоставлял, в лучшем случае, односторонние, очевидно необъективные материалы, послужившие обоснованием для принятия Постановления №1.
Вице-премьер И. Шувалов — тем, что не выполнил распоряжение своего начальника — «обеспечить возобновление… производства целлюлозы на ОАО «Байкальский ЦБК» при замкнутом водобороте»; а вместо этого подготовил Постановление, которое разрешает запустить комбинат в режиме разомкнутого водоборота.
Минприроды и Минюст — тем, что согласовали проект Постановления №1, несмотря на его очевидное противоречие федеральному закону «Об охране озера Байкал», федеральному закону «Об охране окружающей среды» и пр., а также Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Премьер министр В.Путин — тем, что подписал Постановление №1, невзирая на неоднократные доводы ученых, обращения экологов и граждан России.
Выявить дополнительных ответственных позволил анализ документов, полученных Гринпис в конце декабря 2010 года. Это стало возможным благодаря тому, что судьбой Байкала озаботились некоторые депутаты Госдумы. В частности, депутат А.Грешневиков весь 2010 год пытался получить от Правительства материалы, обосновывающие данное Постановление №1. К сожалению, полученные документы никоим образом не показывают «обоснованность» решения. Но, все же, они помогают дополнить список чиновников, причастных к появлению Постановления №1.
Выяснилось, например, что Минприроды c необыкновенной легкостью согласовало проект Постановления №1, еще 2 декабря 2009 года подписал согласование Замминистра МПР С.Леви.
Из документов депутата Грешневикова, становится понятным имя человека, который «претворял в жизнь» решение о возобновлении загрязнения озера. Это господин А. Дементьев. Занимающий одновременно чин замминистра Минпромторга и высокий пост в Совете директоров БЦБК. Этот «совместитель» отвечал за согласование проекта постановления различными ведомствами. Именно ему отвечал С.Леви.
Удивительно, но факт — Минюст какое-то время сопротивлялся давлению А.Дементьева и, возможно, И.Шувалова. В письме Минпромторгу от 9.12.2009, в ответ на просьбу согласовать проект Постановления №1, замминистра господин Д.Костенников посылает Заключение, где указано: «установленные в настоящее время законодателем правовые основы охраны озера Байкал направлены на сохранение его уникальной экологической системы». Также в этом заключении автор напоминает, что Байкал находится не только под охраной российского законодательства, но и под защитой ЮНЕСКО. Приятно осознавать, что даже среди чиновников есть люди, способные сопротивляться давлению, отстаивая интересы закона, страны и ее граждан.
Неудовлетворенный ответом, А.Дементьев в двадцатых числах декабря 2009 года еще раз отправляет проект Постановления в Минюст — «учитывая сжатые сроки… дать заключение… в возможно короткий срок». Больше документов в «пакете Грешневикова» нет, поэтому неизвестно, каким образом было «выбито» согласование Минюста. Как бы то ни было, сразу после новогодних праздников 13 января 2010 года Постановление №1 было подписано В.Путиным.
В конце же декабря 2010 года в Гринпис поступил еще один пакет документов, характеризующих неуемную энергию А.Дементьева, готовящего очередную авантюру к годовщине Постановления №1.
В письме на имя зампреда Правительства РФ И.Сечина А.Дементьев просит рассмотреть возможность внести изменения в Приказ №63 от 5 марта 2010 года Минприроды РФ «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категории особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал».
А.Дементьев предлагает разрешить БЦБК увеличить сброс особо опасных веществ в десятки, а в случае с хлорорганическими веществами и в десятки тысяч раз.
Из приложенной переписки следует, что Минприроды все-таки пыталось реабилитировать себя, приняв в марте 2010 года нормативы, которые не позволяют БЦБК безнаказанно отравлять Байкал.
Еще важный момент — в письме А.Дементьева есть указание на источник его чиновничьего азарта. Он проистекает из поручения зампреда Правительства И.Сечина от 24.08.2010 №ИС-П9-5852. Это письмо, первый, из имеющихся в распоряжении Гринпис, документ, показывающий участие господина И. Сечина в уничтожении озера Байкал.