В музыкальном театре поставили спектакль против наркотиков
«Ангелы смерти» – так называется новый балет Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского, премьера которого состоялась 20 декабря. Под метафоричным названием скрывается социальная тематика, а жанр спектакля – модерн-балет на музыку в стиле «техно».
Постановщик спектакля, автор либретто и сценографии Олег Игнатьев, обращается к проблеме наркозависимости не впервые.
– Сюжет актуален, ведь тема наркотиков сейчас волнует всех – и запад, и восток, и Россию тем более, – подчеркнул Олег Игнатьев. – Замалчивать ее нельзя, гибнут люди, целые поколения, дети, поэтому я написал оригинальное либретто и решил через язык пластики поговорить со зрителями на эту тему. Балет на социальную тематику в искусстве не новость, например, великий хореограф Морис Бежар обращался к проблеме СПИДа, но о наркотиках средствами хореографии еще не говорили. Впервые я поставил балет «Ангелы смерти» в Воронежском оперном театре в 2004 году, и он до сих пор идет на сцене. Но для Иркутска я значительно изменил либретто, подобрал другую музыку, ввел артистов хора в группу брейк-данса.
Действие балета разворачивается в минималистичных декорациях. В центре сюжета – любовная история юноши и девушки, партии которых танцуют ведущие солисты балета Мария Стрельченко и Сергей Полухин. Последний, к радости поклонников, вернулся на сцену, удачно пройдя реабилитацию после серьезной травмы.
– Сама пластика современного балета для нас не нова, – рассказала балерина Мария Стрельченко. – Однако амплуа девушки-наркоманки в финале для меня неожиданно. Наблюдая смерть моей героини, молодежь отказывается от наркотиков, и такая пропаганда со сцены, безусловно, нужна.
– Театр предлагает разные роли, этот образ мне, конечно, не близок, я думаю, что употребление наркотиков – большая глупость и преступная слабость, – считает Сергей Полухин. – Но говорить об этом нужно, и важно выносить это на сцену.
Идиллию влюбленных рушит наркодилер (Сергей Бродский), положивший глаз на юную красавицу. Он подсаживает пару на запрещенные вещества. Появляются в постановке и сами наркотики, костюмы которых вызывают ассоциации с дискотекой 1980-х, и смертельный Вирус (Александр Жоров), который объединяет ангелов зла. Танцевальные номера в балете порой неожиданны, скорее всего, это идет от музыки, ведь балет – не первое, что приходит на ум, когда вы слышите, например, песни Виктора Цоя, брутальную музыку группы «Рамштайн», провокационные композиции Мэрлина Мэнсона или электронную музыку. Отсюда ломаная пластика танцев.
– Виктор Цой – мой кумир, вспомним его известный фильм «Игла», где также поднимается тема наркомании, я даже думал назвать балет аналогично, – пояснил Олег Игнатьев. – Однако передумал, название «Ангелы смерти» лучше отражает суть, ведь это наркотики, которые внедряются во все слои общества и торжествуют над людьми. А под термином «техно» я подразумеваю любую жесткую музыку, в спектакле использованы композиции 26 авторов.
Возможно, при создании либретто, балетмейстеру не хватило неких специфических знаний, однако настроение, которое вызывает наркотическая зависимость в начале, тот крах жизни и иллюзий, к которому она приводит в конце, Олег Игнатьев ухватил верно. Спектакль рассчитан на молодого зрителя, но режиссер не исключает, что тема будет интересна и людям зрелого возраста.
– Когда я писал либретто, я смотрел фильмы, разговаривал с людьми, изучал литературу по наркомании, – рассказал балетмейстер. – У нас в Петербурге есть наркологический центр, куда я ходил и общался там с пациентами и врачами. А семь лет назад видел шокирующую фотовыставку «Ангелы смерти», где были фотографии наркозависимых, превращающихся в мумии, и другие ужасы наркомании. Она и подтолкнула меня к созданию спектакля, дала ему название.
Спектакль «Ангелы смерти» поставлен в рекордные сроки – всего за 21 день, и Олег Игнатьев не исключает, что будет вносить доработки. Он признался, что ему было очень приятно работать с иркутской труппой, и он с удовольствием бы повторил этот опыт.
СПРАВКА:
Олег Игнатьев окончил Ленинградское хореографическое училище в 1969 году и присоединился к оперной студии Ленинградской консерватории. В 1983 году окончил балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. С 1975 по 1992 годы он – художественный руководитель и балетмейстер Ленинградского ансамбля современного танца «Контрасты». С 1986 по 1991 годы – главный балетмейстер Бурятского государственного академического театра. В 1992 году стал художественным руководителем Петербургской балетной труппы «Палитра». Народный артист Бурятии с 1989 года. Лауреат Государственной премии Бурятии в 1990 году.