В читинской синагоге зажгли “последнюю свечу”.
В воскресенье, 20 декабря, во второй день иудейского месяца Тевет, в еврейской общине Читы отмечался последний день праздника свечей - Хануки.
В глубине заполненной людьми комнаты вижу большой подсвечник - ханукию. "Мело, мело по все земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела"…
В трёх небольших помещениях читинской синагоги тепло и шумно. Девушки накрывают на стол. Детвора галдит, собравшись вокруг компьютеров. Мальчишки, одетые в костюмы легендарных воинов маккавеев, дерутся на деревянных мечах. В центральном зале верующие занимают зрительные места, готовясь к предстоящему концерту.
- А вы знаете, в Израиле в этом году испекли миллион ханукальных пончиков, - чуть картавя, рассказывает пожилая женщина, пробираясь к свободному месту. - А у нас в общине сделали ещё сто, таки получилось миллион сто пончиков.
На праздничном столе - фрукты, спиртные напитки, всевозможные бутерброды и, разумеется, те самые пончики-суфганья - сдобные, с хрустящей корочкой и сладкой начинкой. В дни Хануки каждый благочестивый иудей съедает до десятка таких сладостей. Стол накрыт напротив окна, за которым лютуют забайкальские морозы. "Как летом роем мошкара / Летит на пламя, / Слетались хлопья со двора / К оконной раме"…
- В каждый день Хануки принято зажигать по одной свече на праздничном подсвечнике - ханукии. Вначале должна загореться центральная свеча - свешка, а уже от неё поджигают остальные свечи, - объясняет руководитель городской синагоги Борис Ерёмин и приглашает к ханукии членов общины, которые по очереди подносят огонь к свечам. Загорается первая, вторая, третья. И вот уже весь подсвечник пылает огнями, а к зрителям выходят юные маккавеи, в песне которых рассказывается об истории праздника.
В основе Хануки - предание о победе во втором веке до новой эры войска Иегуды Маккавея над греками. Изгнав их из Иерусалима, Маккавей и его воины не смогли найти в иудейском Храме чистое масло, годное для того, чтобы зажечь подсвечник - менору - и тем самым освятить здание. Найденный кувшин с чистым маслом был так мал, что его могло хватить лишь на один день горения. Маккавеи все же решили зажечь подсвечник, поскольку Храм должен был быть освящён, и тогда свершилось чудо: масла хватило ровно на восемь дней, то есть на тот срок, который потребовался для приготовления нового масла. В память об этом событии и был установлен праздник огней Ханука, который отмечается с тех пор в течение восьми дней. "Немного света достаточно, чтобы рассеять большую тьму", - напоминает Борис Леонидович старую еврейскую мудрость. "Метель лепила на стекле / Кружки и стрелки / Свеча горела на столе, / Свеча горела"…
- В Хануку детям дарят игрушки, а об исторических событиях им напоминает игра в ханукальный волчок, на каждой из четырех граней которого написана первая буква слов фразы "Чудо великое было здесь", - поясняет председатель еврейской общины.
После выступления детей наступает очередь взрослых. Юноши и девушки пускаются в пляс под ритмичную "Тум балалайка". "Штейт а бохер ун эр трахт / Трахт ун трахт а ганце нахт", - рассказывает песенка о судьбе незадачливого парня, влюблённого в прекрасную девушку. И, как кажется, именно в этой музыке, в разудалом танце со слезами на глазах, в словах "Сердце одно может плакать без слёз" и кроются те чувства, которые заставляют иудеев, живя даже в тысячах километров от Израиля, ежегодно зажигать ханукию, смотреть на её пламя и вспоминать, как однажды Господь помог их народу обрести внутреннюю свободу и, что более важно, пронести эту свободу через века.
"И всё терялось в снежной мгле / Седой и белой / Свеча горела на столе, Свеча горела"…
Фото автора
Илья Баринов