В Красноярске продолжает работу международная научно-практическая конференция "Сибирский Север и Арктика в условиях глобальных вызовов XXI века". В ней принимают участие почти 200 ученых, представителей власти и бизнес-сообщества. Заявлено свыше 50-ти научных докладов. Ученые обсуждают проблемы развития Арктики в мировом контексте, ресурсный потенциал сибирского Севера, вопросы транспортной инфраструктуры, международного сотрудничества и формирования эффективной среды обитания.
Координатор российско-канадской программы "Обмен опытом управления северными территориями", заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Вячеслав Селивёрстов уверен, что необходимо просчитывать так называемые социальные эффекты.
- Иногда нам нужно не считаться с затратами, потому как в любом случае людям, которые проживают в восточной части России, мы должны предоставить достойные условия жизни, а для этого нам нужна очень хорошая энергетическая составляющая и обеспечение энергоресурсами, - подчеркнул ученый.
Делегация из провинции Манитоба – канадского побратима Красноярского края поделилась опытом со своими российскими коллегами. Руководитель делегации, депутат Законодательного Собрания провинции Манитоба Том Невакшонофф в своем выступлении акцентировал внимание на стратегическом партнерстве двух стран, обеспечивающем экономическую выгоду обеим сторонам.
Директор по планированию и анализу управления аэропортов Виннипега Джэй Пасемко отметил:
- Продвижение в развитии российско-канадских инициатив в плане передвижения по воздушному мосту пройдет через аэропорт Виннипега, что в целом приведет к сокращению времени на 20%. В частности, экспериментальные полеты из Нью-Дели в Виннипег через Красноярск, показали, что на таком протяженном маршруте экономия времени составила 10%.
Исполнительный директор "CentrePort" Альберто Веласко рассказал об инвестиционных решениях по реализации проекта "единого окна" через Виннипег, образующего цепочку связей Канады, Америки, Мексики с европейскими и азиатскими странами.
Исполнительный директор Корпорации развития морского порта "Черчилль" Джефф Макикэрн подчеркнул, что морской путь от Черчилля до Мурманска, связывающий Канаду и Россию, – наиболее короткий и дающий логистические преимущества обеим странам, а экономия по времени составляет более 5 суток. Если первоначально перевозилось только зерно, то сейчас происходит диверсификация грузоперевозок, например, доставка удобрений. По расчетам специалистов, этим путем можно будет перевозить и людей.
Ректор Сибирского федерального университета, академик РАН Евгений Ваганов сделал на конференции доклад о влиянии климатических изменений на леса Северной Евразии. Группа ученых, работающая в команде Евгения Ваганова, в итоге длительных наблюдений по сети метеорологических станций, использования данных аэрофотосъемки, дистанционного зондирования, анализа данных лесовозобновления, дендрохронологических и других методов исследований как результат потепления отмечает структурные изменения на границе леса: увеличение плотности древостоев, медленную миграцию "теплолюбивых" видов деревьев (ель и пихта) в зону тундры и увеличение радиального прироста деревьев.
- Красноярский край располагает большими запасами нефти, прежде всего на левобережье Енисея. В свое время край был одним из лидеров в настоящем промышленном освоении Арктики. Ни одна страна в мире не создала такой мощной металлургической промышленности, какая была создана в районе Норильска в советское время, и до сих пор она не имеет аналогов в мире, – отметил в своем выступлении Алексей Конторович, академик РАН, председатель Научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений. – Сейчас идет диверсификация и расширение этой экономики. Думаю, нам пора привыкнуть к тому, что в Арктику надо приходить с тем, чтобы развивать весь спектр направлений, а не для того, чтобы прибежать, схватить плохо лежащие ресурсы и убежать. В Арктику надо приходить всерьез и надолго, надо приходить туда аккуратно, не нарушая ее природы.
"Байкал24"
по материалам пресс-службы СФУ