78 самолетов корпорации «Иркут» обойдутся заказчикам в $6 млрд
ОАО «Корпорация „Иркут“» (входит в структуру ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация») заключило два контракта общей стоимостью $6 млрд на поставку 78 самолетов МС-21, серийное производство которых начнется в 2016 году на базе Иркутского авиазавода. Заказчиками стали ГК «Ростехнологии» (для авиакомпании «Аэрофлот») и лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко». Первые поставки МС-21 намечены на 2017 год.
Соглашение между ГК «Ростехнологии» и корпорацией «Иркут» было заключено 17 августа на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2011 в Жуковском. Со стороны заказчика контракт подписал генеральный директор ООО «Авиакапитал-Сервис» (специализированная лизинговая компания в структуре «Ростехнологий») Роман Пахомов, со стороны исполнителя — президент «Иркута» Алексей Федоров. Договор предусматривает поставку 50 лайнеров МС-21 для эксплуатации авиакомпаниями «Аэрофлота». Из них 35 МС-21-300 рассчитаны на перевозку 180 пассажиров, 15 МС-21-200 — на 150. Стоимость контракта $3,8 млрд. Поставки лайнеров, оснащенных по выбору заказчика двигателями американской Pratt & Whitney или российским ПД-14, выпускаемым ОАО «Пермский моторный завод», будут осуществляться с 2017 по 2022 год.
Вчера на МАКС-2011 был заключен еще один контракт — на 28 машин с лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК), после подписанного ранее меморандума о намерениях. Каталожная цена 28 самолетов $2,2 млрд без НДС. Как сообщил журналистам гендиректор лизинговой компании Александр Рубцов, ИФК рассчитывает продать эти самолеты заказчикам в 2015 году. Также ИФК заключила опцион еще на 22 машины. Накануне кроме твердого контракта с ООО «Авиакапитал-Сервис» был подписан опциональный заказ на 35 самолетов МС-21. На поставку еще 125 лайнеров у компании также имеются предварительные соглашения. Напомним, ранее «Иркут» заключил договор на поставку 50 лайнеров с малайзийской государственной лизинговой компанией Crecom. Головным исполнителем проекта среднемагистрального самолета МС-21, испытания которого должны начаться в 2014 году, а сертификация намечена на 2016 год, выступает ОАО «Корпорация „Иркут“». Разработчики проекта рассчитывают производить до 86 лайнеров в год. В сегменте узкофюзеляжных самолетов «Иркут» планирует занять 10% мирового рынка. При этом 30% выпускаемых лайнеров предполагается реализовать российским авиакомпаниям.
На авиасалоне МАКС-2011 корпорация представила макеты кабины пилота и пассажирского салона МС-21. Как отметил в ходе презентации проекта президент «Иркута» Алексей Федоров, при разработке внутреннего интерьера лайнера, которой занималась французская корпорация Zodiac Aerospace, учитывались пожелания авиакомпаний. «Компания разрабатывала дизайн по нашему техническому заданию на одном из своих подразделений в США. В дальнейшем планируем, что изготовление интерьера будет размещено на российском предприятии (в Ульяновске. — „Ъ“)», — сообщил господин Федоров. В салоне за счет увеличенного диаметра фюзеляжа проектировщики предусмотрели широкие проходы между рядами кресел. По словам Алексея Федорова, это позволит авиакомпаниям сэкономить время при посадке-высадке пассажиров и, соответственно, сократить размер платы за стоянку лайнера в аэропорту. Этому же, по мнению господина Федорова, будут способствовать большие багажные полки в салоне, которыми ранее оснащались только широкофюзеляжные самолеты. «Многие авиакомпании внедряют новые технологии перевозки, когда пассажиры не сдают багаж, а берут с собой в салон. Тем самым не тратится время на погрузку-выгрузку багажа. У нашего самолета полки очень большие, в них спокойно разместятся чемоданы, а их конструкция позволяет находиться им под самым потолком, практически не занимая место в салоне», — добавил Алексей Федоров. Кабина пилотов полностью компьютеризирована и оснащена активной боковой ручкой. Управляя ею, летчик будет на себе испытывать аэродинамические нагрузки, ощущать воздушное сопротивление. Вся основная информация о полете будет выводиться на стекло. «Это очень удобно, особенно при посадке, — считает Алексей Федоров. — Летчик через стекло смотрит на взлетно-посадочную полосу и одновременно на нем же видит всю необходимую информацию — скорость, высоту, расстояние до точки приземления и другие параметры».
В этом году на Иркутском авиазаводе начинается производство деталей для изготовления восьми первых МС-21, шесть из которых будут опытными (двух модификаций — на 150 и 180 пассажирских мест) и два статическими. Механосборочное и гальваническое производства завода имеют высокую степень готовности для реализации проекта. В ближайшие два года будут вестись работы по оборудованию цеха сборки, его предстоит автоматизировать. В модернизацию производства на Иркутском авиазаводе вложено 10,8 млрд руб. По оценке разработчиков проекта, в переоснащение заводов, которые будут участвовать в производстве нового самолета (кроме иркутского — воронежский и ульяновский), потребуются инвестиции в сумме около $600 млн.
Екатерина Еременко