Бронзовая Азия Даши Намдакова

Искусствоведы говорят, что в его скульптурах есть неповторимая смесь трепетности и драматизма, может быть, поэтому они никого не оставляют равнодушными. В новых работах, которые известный бурятский скульптор Даши Намдаков представил на двух этажах галереи Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, поражает и масштаб, и растущее мастерство, с которым он воплощает в бронзе старые и новые мифологические образы.

Выставка «Бронзовая Азия» открылась в минувшую среду и сразу привлекла множество зрителей. В экспозиции представлено около 30 скульптур, большинство из которых высотой более полутора метров и весом около 700 кг. Для того чтобы внести некоторые из них в здание музея, пришлось даже снимать двери с петель. Есть в экспозиции скульптура, которую автор впервые показывает широкой публике, – «Левитация». Сам мэтр приедет в Иркутск только в сентябре, когда экспозиция будет представлена участникам Байкальского экономического форума.

– Даши уже устал показывать в Иркутске свои старые произведения, а поскольку он очень много работает, то и новых скульптур оказалось достаточно, чтобы сделать выставку, – рассказала искусствовед творческой мастерской Даши Намдакова Надежда Комарова. – Художник всегда отдает долг Иркутску – городу, в котором состоялась его первая персональная выставка, проводя таким образом своеобразные отчеты. Это уже седьмой показ его работ, с учетом групповых экспозиций иркутского Союза художников, членом которого он является. Поэтому у Даши выработалась хорошая привычка показывать в Иркутске свои произведения, накопив определенное их качество. Иркутяне не отвыкают от его творчества и, надеюсь, не разочаровываются. Часть из этих скульптур уже была показана в Эрмитаже в прошлом году, другие во дворце Гран Пари, а монументальные работы показывали недавно в Казанском кремле. Эта выставка – подарок иркутянам к юбилею.

Произведения искусства вызывают у зрителей самые разные эмоции. В случае со скульптурами Даши Намдакова к ощущениям, как правило, примешивается некое мистическое чувство погружения в древний мир. Например, когда стоишь в полумраке напротив скульптуры «Воспоминания» – шаман в полном облачении с огромной короной из рогов сохатого, покрытых петроглифами. Впечатление, что этот старец обладает неким сакральным знанием, усиливает величина скульптуры – с человеческий рост.

– Даши начинает активно заниматься монументальным искусством, – пояснила Надежда Комарова. – Несколько лет назад он сделал скульптуру для столицы Казахстана Астаны, и ему понравилась возможность выразиться в больших объемах. Это, безусловно, творческий рост.

Памятник Тамирис – прародительницы предков казахов саков можно увидеть на выставке в миниатюре и на фотографии. Здесь амазонка, которая воевала с царем Киром, возглавлявшим сарматскую династию переднего Востока, и отрубившая ему голову, предстает в образе юной и царственной принцессы. Она стоит у трона, который охраняют два прирученных барса, держащие в зубах меч, вся композиция – на спине быка, олицетворяющего надежность. Вторая крупная скульптура, которую он сделал для Кемеровской области, на юге которой расположен горный край Шория, – место обитания древнего народа, также представлена на фото. Она изображает очередную принцессу, которая сидит на загривке таежного зверя, рога которого испещрены петроглифами.

– Эта работа была отлита в Италии, где сейчас работает Даши, и местные инженеры сделали так, что рога животного, будучи на пружинах, колышутся от ветра, – отметила Надежда Комарова. – Девушка держит в руках чашу, к которой подведен провод с газом, и огонь в ней не гаснет никогда. Этот монумент – символ благопожелания.

Сейчас Даши работает над конной статуей Чингисхана для Гайд-парка в Лондоне, которая будет установлена в январе 2012 года, когда в галерее Хэлси откроется его персональная выставка. Дело в том, что лондонцам очень интересен этот персонаж, сейчас в мире вообще большое внимание к Азии и в экономическом, и в культурном плане, а Даши привлекает к себе внимание восточной экзотикой. Следующей же монументальной работой будет скульптура для Шанхая.

Кстати, на выставке в миниатюре представлен и памятник бабру, который Даши Намдаков готов подарить Иркутску, и вопрос об установке которого до сих пор в стадии обсуждения.

– Мы не ставили задачей перенасытить выставку, а хотели показать новые возможности, которыми обладает Даши, – подчеркнула Надежда Комарова. – У него в руках есть современные технологии, плюс возможность лепить из местной итальянской глины – тягучей и пластичной, во много раз превосходящей по качеству пластилин. И делать патину – верхний слой скульптуры – любой: имитирующей дерево, археологический металл, камень или что-то иное. Все это дает возможность сделать скульптуру максимально художественной. Недаром старые образы «Небогатая невеста», «Царица» вылеплены им заново и усовершенствованы.

В остальном стилистика работ Даши Намдакова осталась прежней. Например, традиционное обращение к образам зверей, перенос их свойств на людей и наоборот. Например, на выставке можно увидеть внушительного борца сумо, лопатки которого похожи на растущие крылья, а положение тела напоминает позу насторожившегося зверя. Мир природы в восприятии Даши Намдакова един. Не обходит мастер своим вниманием и тему творчества.

– В работе «Полет» на спине пегаса сидит мальчик. Конь уже поднялся на цыпочки и вот-вот взлетит, – рассказала Надежда Комарова. – Ребенок в страхе, но полет неизбежен, поскольку мальчик наделен талантом.

И Даши знает об этом как никто другой, ведь в детстве, даже когда был серьезно болен, он все время рисовал и всегда знал, что у него нет другого пути, как стать художником.

Выставка будет работать до 11 ноября.

Автор: Елена Орлова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ