Тема ликвидации двоевластия в Ангарске вновь у всех на слуху. Поводом для дискуссии в СМИ стала совместная инициатива главы города Ангарска Леонида Михайлова и депутатов Думы о преобразовании статуса городского поселения в городской округ. Позиция городских властей была воспринята в штыки администрацией района и некоторыми депутатами Думы АМО.
О перспективах проведения голосования мы беседуем с Леонидом Михайловым.
- Леонид Георгиевич, вопрос придания Ангарску статуса городского округа поднимался не единожды. Возможно ли окончательно разрешить этот вопрос сейчас?
- Администрация Ангарска и городские депутаты в своем мнении едины, а в своих действиях последовательны. Еще год назад мы говорили, что голосование по вопросу преобразования статуса нужно совмещать с выборами федерального уровня. Свои намерения мы подтвердили на сессии городской Думы, определив днем голосования 4 декабря 2011 года, когда состоятся выборы депутатов Государственной Думы.
Наша цель - образование городского округа в границах города Ангарска. Это первый и самый трудный шаг. Вторым шагом может стать присоединение к городскому округу сельских поселений. Но это вопрос должны самостоятельно решить жители этих поселений. Сейчас мы хотим прийти к схеме муниципального управления «город плюс район». Именно так живут все наши соседи: Иркутск и Иркутский район, Усолье-Сибирское и Усольский район и многие другие. Что касается окончательного решения, я считаю, что по этому поводу должны высказаться сами ангарчане, а не только руководители города и района и депутаты. Последнее слово должно быть за жителями.
- Вопрос о двоевластии возник не сегодня. Почему именно сейчас он так активно обсуждается?
- Тема двоевластия, что называется, «с бородой», она возникла в связи с принятием 131 Федерального закона, разделившего полномочия между уровнями власти. Сейчас тема актуальна потому, что впереди выборы федерального уровня. Мы знаем, что ангарчане всегда показывают высокую явку на выборах депутатов Государственной Думы. Поэтому, чтобы не было лишних затрат на проведение голосования по вопросу изменения статуса, принято решение совместить его с выборами 4 декабря. Напомню, что голосование по типу референдума предполагает явку избирателей на уровне не ниже 50 процентов.
- Городская Дума совместно с администрацией приняла решение о голосовании за преобразование города в округ. Означает ли это выход Ангарска из состава района?
- Ангарск, как это было раньше, станет городом областного подчинения. В составе Ангарского района останутся сельские поселения и городское поселение Мегет. Но мы не закрываем за собой дверь и готовы в дальнейшем рассмотреть вопрос о вхождении поселений в состав городского округа. Совместной инициативой главы и депутатов мы не открываем Америки. Статус городского округа имеют куда меньшие по размеру и населению города: Усолье, Тулун, Саянск… Там каждый уровень власти занимается своим делом: городская - проблемами города, районная - сельскими поселениями.
- Вернемся к «технической» стороне вопроса. По закону окончательное решение о преобразовании принимает не город и не район, а область. Какие шаги сделаны в этом направлении?
- Мы образовали рабочую группу из депутатов Ангарска, представителей администрации, городской Общественной палаты. Очень внимательно рассмотрели все возможные варианты. Пришли к единому мнению: образование городского округа в границах городского поселения - самый логичный путь, не вступающий в противоречия с законом. Вы правы, окончательное решение по вопросу «быть или не быть?» примет Законодательное собрание. И здесь важна роль депутатов от Ангарска в региональном парламенте - как они смогут защитить интересы ангарчан. Но и, помимо этого, мы проводим консультации в Государственной Думе, Совете Федерации, Законодательном собрании, правительстве региона и областной избирательной комиссии.
- Но ведь существует недавний пример, когда население маленького Одинска решило судьбу района в пользу собственной самостоятельности. Кто гарантирует, что все поселения проголосуют за самостоятельность Ангарска?
- Считаю, что принципиальной ошибкой того времени было то, что населению предлагалось голосовать за преобразование в городской округ в границах Ангарского муниципального образования. Согласно закону, город не может целиком «поглотить» район. Если на карте страны существует Ангарский район, он не может исчезнуть! При этом район должен состоять минимум из двух поселений. Я за то, чтобы каждое поселение района имело собственное местное самоуправление. И совершенно правильно поступил Одинск, которого в 2006 году хотели лишить этого права.
Мы предлагаем другой путь, и свою позицию мы будет разъяснять прежде всего жителям сельских поселений. Выделение Ангарска из состава Ангарского муниципального образования не лишает поселения права самостоятельно решать вопросы местного значения, но при этом дает Ангарску шанс более эффективно развивать город.
- Рабочая группа, созданная в районе, предлагает другие варианты, которые отличаются от разработанного городской администрацией и Думой.
- Районная администрация и часть депутатов Думы АМО предлагают идти по пути преобразования района в городской округ. Это тупик! Еще раз повторюсь, что район не может быть «поглощен» городом. В состав городского округа могут войти часть сельских поселений, при этом район уменьшится, но не исчезнет вовсе. По этому пути в 2006 году шли и никуда не пришли.
- Но есть и еще одно мнение - мол, город может передать свои полномочия району…
- Мы прорабатывали и этот вопрос. Если смотреть на это предложение поверхностно, то оно кажется перспективным - сократится целая администрация, а народ у нас, честно говоря, чиновников не очень любит (улыбается). Но если перейти в практическую плоскость осуществления этой инициативы, то здесь мы опять заходим в тупик. Почему? Объясняю. Эта инициатива противоречит Бюджетному и Гражданскому кодексам и нигде в России не нашла практического применения.
Передача полномочий означает, что полномочия городского поселения будет осуществлять районная администрация. При этом в поселении остаются глава и депутатский корпус. В Бюджетном кодексе закреплен принцип самостоятельности бюджетов, «устанавливающий право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс». То есть администрация района не может распоряжаться бюджетом поселения. Далее. Управлять муниципальными учреждениями может только город - это зафиксировано в Гражданском кодексе. Мы не может МУПы передать району, потому что они исполняют полномочия городского поселения, а не района. Например, МУП «Благоустройство» занимается, соответственно, работами по благоустройству города, что, собственно, и является полномочиями городского поселения.
Есть и еще очень важные моменты - политические. Полномочия местной администрации могут быть прекращены через внесение изменений в Устав. В силу эти изменения вступят только после истечения срока полномочий действующего созыва. А уже следующий депутатский корпус эти изменения может отменить. Вы представляете, какая это чехарда?! С учетом отсутствия четкого механизма передачи полномочий это будет полный хаос. Ангарску это не нужно! Нигде в России нет практического применения инициативы по передаче полномочий. Ангарск не должен стать площадкой для экспериментов!
*** Городом областного подчинения Ангарск был с момента своего образования в 1951 году. По воле 131-го Федерального закона и с одобрения региональных властей в 2005 году орденоносный город стал городским поселением.