В 2021 году иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского отмечает 80-летие со дня основания. В числе юбилейных мероприятий - премьера мюзикла «Декабристы».
22 и 23 мая на сцене театра представят историю об участнике восстания на Сенатской площади князе Сергее Трубецком. В основе постановки - пьеса сценариста и драматурга Карины Шебелян. Исполнители главных ролей, Никита и Светлана Мещеряковы, в жизни являются супругами. И на сцене они играют супружескую пару, исполняя главные роли Сергея и Екатерины Трубецких.
- Играть настоящих реальных исторических персонажей - это, наверное, сложнее? Потому что это люди, которые жили на самом деле...
Светлана Мещерякова:
- Прежде всего, это очень большая честь. Потому что прикоснуться вживую к истории – это дорогого стоит. Тем более что эта тема очень близка. Там, где я выросла – село Оёк, – есть дом Трубецких, где они жили, где похоронены их дети. Там есть большой храм, которому уже больше трехсот лет, и на территории храма есть могилки. А дом до сих пор стоит, там живут люди. Конечно, это все очень трогательно, волнительно.
- В моем случае все, пожалуй, более приземленно, - говорит Никита Мещеряков, - я вырос в Иркутске. Но с этой историей мы связаны со школьных времен. В любом случае мы проходили эту историю и в школьной программе, и в детстве посещали дома-музеи декабристов. И, конечно, непросто попробовать пережить это, - то, что переживали люди, попадая в такие условия. Мы со Светланой супруги, и наша реальная жизнь, конечно, не такая сложная, как у Трубецких. Когда ты пытаешься пережить на сцене те чувства, эмоции, страдания, которые выпали на долю декабристов, ты понимаешь, что мы живем… хорошо!
- Сергей Трубецкой не был на Сенатской площади. Вы изучали для себя этот вопрос – почему?
- Я думаю, что человек все понял. Что он думал не только о стране, в его сердце была его семья, его жена. И почему-то для себя я думаю так: причина – Екатерина. Он подумал, что может с ней быть. И они прожили жизнь, у них ведь родилось семеро детей. До ссылки они не имели возможности иметь детей, а судьба вот так сложилась. Это мое личное мнение, но почему-то я думаю так: что все это окупилось. Другой жизнью, он ее принял, и принял с достоинством. А сколько всего здесь, в Сибири, было сделано для людей.
Светлана Мещерякова:
- А как жена могла не отправиться за мужем? Там были совсем другие отношения. Вот этот культ семьи, когда жена – ниточка, муж – иголочка, по-другому не могло быть. И вот эта любовь, которую они пронесли через всю жизнь, - для нее это не было чем-то таким, что жена положила жизнь ради мужа. Нет! Она прожила ее вместе с ним, шла за руку с ним. Она это для себя приняла и с чистым сердцем пошла.
Спектакль выстроен на воспоминаниях Сергея Трубецкого, который доживает последние годы в ссылке, уже после смерти жены. Молодой ссыльный, приехав к нему, пытается понять: почему восстание завершилось неудачей? Ведь декабристы имели все, они были героями войны, успешными, образованными, за ними бы пошел народ. Но неудача восстания декабристов привела к «закручиванию гаек», и надежды на перемены стали совсем далеки… Герой переносится в то время, когда члены тайного общества в России только готовились к переменам. Общество было настольно тайным, что даже жены заговорщиков ничего не знали об этом, наслаждаясь жизнью.
Яркие краски воспоминаний, изящные наряды, балы и высший свет – все это сменяется холодной Сибирью, с ее ветром и снегом. Восстание декабристов – что это было на самом деле? Был ли у участников шанс? И если да, то почему, в какой момент что-то пошло не так? В советское время фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья» воспел красоту подвига декабристов и их жен. Недавно вышедший фильм «Союз спасения» показал обратную точку зрения: бунтовать против властей неправильно, это чревато. Какой же посыл в иркутском спектакле? Режиссер-постановщик Филипп Разенков не дает явных ответов на этот вопрос, стараясь придерживаться фактов и предоставляя зрителям делать выводы.
- Авторы мюзикла главными героями сделали Трубецких, поэтому этот мюзикл как будто написан специально для Иркутска, с которым Трубецкие настолько тесно связаны. Конечно, в любом спектакле есть доля вымысла. Тем более что историческая правда – вещь вообще довольно спорная. А где-то закон жанра, закон театра заставляет менять, додумывать – просто чтобы события выстроились в единую историю. Но по сути своей мы сделали честный спектакль, который не искажает ключевые исторические события. Это была одна из задач: чтобы на этот спектакль могли прийти школьники и получить честное и уважительное мнение об этих людях. Которые для меня являются героями, которые искренне хотели положительных перемен. Дальше мы можем спорить, что было правильным или неправильным, какие идеи несли хорошее или губительное, - здесь у каждого свой взгляд. Но эти люди заслуживают этого спектакля, наполненного уважением к ним. Потому что это факт: в Сибири декабристы оказались не сломлены, а еще и привнесли сюда культурную, научную, просветительскую жизнь.
- Почему важно именно сейчас возвращаться к истории декабристов?
- Историю всегда важно знать, хотя она претерпевала столько трактовок…Но есть у меня такое мнение: мы должны смотреть на те болевые точки и должны о них помнить. Потому что до сих пор те мысли и желания, те идеи, которыми были наполнены декабристы, остаются актуальными для нашей страны. Ведь свобода – понятие очень относительное. Но мне хочется, чтобы простому человеку дышалось максимально легко. Мне не все равно, как живут люди, и мне кажется, что декабристы как раз этого хотели – чтобы простому человеку жилось лучше. Но театр не должен быть агитационным искусством. Здесь мы просто поднимаем саму тему. И поднимаем ее с уважением к тем людям.
Видео