Есть ли «звёздные» гостиницы в Иркутске или нету – это Федеральному агентству по туризму неизвестно. Возможно, некоторые местные отели не прочь были бы себе присвоить три, четыре, а лучше все пять звёздочек. Но, к сожалению, официально этого не сделал пока ни один. Мы попытались выяснить, каковы шансы местных отельеров на получение хоть какого-нибудь звёздного статуса. Да и нужно ли это им вообще?
О системе звёздности в России
Существуют разные системы классификации гостиниц: по буквам в Греции, по коронам в Великобритании, по классам в Германии, по категориям в Италии – всего около тридцати. Все они существенно различаются между собой, но, по-видимому, это нисколько не мешает многочисленным туристам приезжать туда и получать удовольствие от жизни. Россия вслед за Австрией, Венгрией и Египтом выбрала систему звёзд.
Впервые присваивать отелям звезды от одной до пяти придумали во Франции. Видимо, по аналогии с системой определения качества коньяка, который придумали там же, только чуть раньше. Но если во Франции гостиничная классификация писана, как говорят художники, с натуры, то на нашу натуру оставшуюся в наследство от СССР, и от эпохи дикого капитализма эти стандарты никак не хотят налазить.
Лично мне всегда казалось, что говорить о звездности наших отелей, все равно что рассуждать о степенях качества водки: сколько не рассуждай – все равно может попасться паленая. Вот такие мы нестандартные, неформатные индивидуальности. Не то что французы! Однако с годами почему-то начинает тянуть именно на рассуждения…
Звездная пыль иркутских гостиниц
В отличие от водки гостиницы никогда не были нашим национальным брендом. Поэтому русское национальное самосознание относительно легко восприняло идею присваивать гостиницам звезды на французский манер. Думается, с водкой такое бы не прошло. И поначалу это было даже увлекательно. Единой системы классификации в 90-е годы не существовало. Любые звезды могла получить какая угодно гостиница и для этого не надо было чему-то там особо соответствовать, ведь оценивалась гостиница по состоянию одного-двух номеров(!). В Иркутске звездный статус тогда получили ни много ни мало пять гостиниц: 3 звезды было у «Интуриста», «Ангары» и «Дельты»; 4 у «Отеля Солнце» и «Байкал Бизнес Центр Отеля».
В 2003-2005-м годах правила классификации были во многом пересмотрены. Проверять начали весь номерной фонд, а также все помещения и службы отелей. С тех пор, как рассказывает руководитель агентства по туризму Иркутской области Ирина Рютина, от местных гостиниц поступила лишь одна заявка на классификацию.
- От кого именно, это конфиденциальная информация, - продолжает Ирина Владиславовна. – Звезды пока не присвоены, работа продолжается. Остальные же гостиницы заявок не подавали по разным причинам. Для некоторых средств размещения дорого стоит процедура классификации. Другие считают, что могут успешно работать на рынке гостиничных услуг и без соответствия системе классификации. А кто-то просто для того, чтобы претендовать на какие-то звезды, должен сделать серьезный ремонт или вообще реконструкцию. Реконструкция стоит дорого, а классификация – вещь добровольная, можно и подождать.
Здравый смысл подсказывает моему больному воображению, что, несмотря на обилие формулировок поводов для отказа от классификации, главная причина этого все-таки одна: местные гостиницы, не имея возможности получить ту звездность, на которую они рассчитывали, просто вообще отказались от этой идеи. И правда, зачем нужны какой-нибудь местной пафосной гостинице какие-нибудь 3, а то и 2 звезды? Тем более что всякая классификация – это вещь достаточно условная, если не сказать лукавая. Да и ограничит ли эта система возможности гостиниц пускать звездную пыль в глаза своим клиентам? Хотя, конечно, если говорить об отношениях действительно рыночных…
- Гостиница, которая предоставляет потребителю достоверную информацию, - рассуждает Ирина Рютина, - в итоге повышает тем самым свою конкурентоспособность. В этом же по идее должны быть заинтересованы туроператоры, продающие места в иркутских отелях. Рынок становится более цивилизованным, гости – более грамотными. Поэтому, я считаю, что стремиться к соответствию стандартам, прописанным в системе, нужно.
Как бы то ни было, сегодня пока очень сложно говорить о какой бы то ни было звездности. То, что было, можно считать недействительным хотя бы потому, что старые ГОСТы отменены. Что будет дальше – попробуй угадай.
Метаморфозы качества
Специалисты компании «Альянс Ресторанс», управляющей отелем «Сайен», при строительстве последнего ориентировались не на требования классификации, а на личный опыт заграничных поездок, на то, что удалось подсмотреть у знаменитых мировых гостиничных брендов. Генеральный директор «Альянс Ресторанс» Павел Поляков считает, что в таком тонком деле, как организация отеля, важна любая мелочь, даже форма дверных ручек и используемая бытовая химия, не говоря уже о качестве постельного белья и дизайне номера. При этом все это невозможно уместить в некий стандарт. Да и нужно ли? Ну не поддается индивидуальность классификации. И невозможно измерить такие ключевые показатели, как гостеприимство, уют и т. д. Более того, даже построенная по всем показателям гостиница может оказаться элементарно неуютной.
- Во всех этих классификациях, - делится своими наблюдениями Павел, - в том числе и в российской, уровень сервиса прописан очень невнятно. При всем моем уважении к классификации я нахожу там только технические параметры: наличие определенных базовых комнат, материал, из которого сделано, площади номеров, санузлов и т.д. И это большой минус всех подобных систем.
Между тем для того, чтобы отличить настоящий 5-тизвездочный отель от прочих, не нужно быть семи пядей во лбу. Тем более если вы привыкли путешествовать бизнес-классом и не понаслышке знакомы с европейским сервисом. Такие люди могут определить фальшивку даже по одному холлу или убранству номера. Например, певица Любовь Успенская, которая, по слухам, никак ни могла выбрать подходящий ей отель в Иркутске, пересмотрев разные, успокоилась, когда ее поселили в «Сайене», о чем есть красноречивая запись в тамошней книге отзывов. Поэтому уровень гостиницы это нечто большее, чем сумма формальных признаков классного отеля. Обо всех формальных признаках отелей, куда привозили Успенскую, певица просто не могла знать.
Хотя не исключено, что для кого-то формальные признаки тоже важны. Возможно, кто-то любит, чтобы вход в гостиницу был снабжен козырьком для защиты от атмосферных осадков на пути от автомобиля, а кому-то важно знать, что в гостинице есть резервная система горячего водоснабжения. Однако согласитесь, в некоторых случаях все эти требования могут оказаться такими же ненужными и нелепыми, как какая-нибудь установка по обработке воды с целью обеспечения ее пригодности для питья у нас, где проблем с чистотой воды в принципе нет.
Забавно, что 5-звездочные отели вообще-то почти не отличаются от 4-звездочных. Из существенного – разве что наличием бассейна и конференц-зала с соответствующим оборудованием. Подобная роскошь для нас вовсе не диковина и в некоторых гостиницах имеется. Правда, в реальности это еще не гарантирует им высокий звездный статус.
Некоторые эксперты полагают, что основная масса широко известных в узких иркутских кругах гостиниц точно соответствует уровню трех звезд, т.е. нормального командировочного уровня. Те же эксперты не исключают, что это вполне естественный результат развития гостиничного рынка, который сам себя регулирует. Очень может быть, что нам здесь не нужно много шикарных отелей, а нужен разный уровень, в том числе возможность снять обычное койко-место для ночевки, какие на Западе, например, пользуются большой популярностью у странствующих студентов. Да и вообще не секрет, что многие иностранцы едут к нам вовсе не за царской роскошью. Тот же Павел Поляков убежден:
- К нам едет в основном особая категория туристов. Это экстремалы от туризма, которые могут и на собаках проехать и т. д. Поэтому в принципе построй для них «а’ля русс» деревню, и они с удовольствием будут там жить и даже дрова колоть. Разве что туалет должен быть нормальным, теплым и со сливом. Это все-таки для иностранца святая вещь.
Возможно, раз мы не можем интегрироваться в звездную систему классификации, нам нужна своя система, отражающая местные реалии, которые свойственны России в целом и нашей сибирской Азиопе в частности. Главное только, чтобы эта система классификации была понятна иностранцам и не вводила их в заблуждение новыми значениями знакомых терминов.
Соответственность
Однако вопрос том, соответствуют гостиницы какому-либо звездному статусу или нет, будет возникать, даже несмотря на своеобразный бойкот местных отельеров единой системы классификации. Во-первых, потому что классификация в ближайшие годы никуда не денется, а, во-вторых, потому что неформально иркутским гостиницам все-таки присваиваются звезды. Происходит это на некоторых тематических сайтах Всемирной паутины.
Читаем один из таких сайтов: гостиница «Иркутск» - 3 звезды, «Ангара» - 4, «Анастасия» (Никола) - 4 звезды, «Байкал Бизнес-Центр Отель» - 4 звезды, «Байкальские терема» (Листвянка) - 2 звезды, «Виктория» - 3 звезды, «Дельта» - 3 звезды, «Европа» - 4 звезды и т.д.
- Это просто безобразие! - сетует на держателей сайтов эксперт по классификации гостиниц и других средств размещения Екатерина Процентова. - Я думаю, что это от недопонимания или пофигизма. Кто разрешил владельцам сайтов присваивать звезды и почему они присваивают именно звезды, а не ключики, кружочки, короны и т. д.? Если сайты дают недостоверную информацию – значит, это обман потребителя. И почему никто не несет ответственности за ложную информацию? Я более чем уверена, что гостиницы, не имеющие документа-сертификата о присвоении категории, вряд ли будут ставить себе звёзды сами, понимая, чем это грозит.
Присваивать просто так всем подряд официальные статусы вроде бы нехорошо, однако нужно признать, что даже если сайты перестанут безобразничать, ясности в вопрос определения уровня той или иной гостиницы это вряд ли добавит. А значит, те люди, для которых уровень звездности имеет значение, сами должны становиться экспертами в этом вопросе. В конце концов, задача окультуривания гостиничной сферы легко решится, если появится устойчивый спрос на качественное обслуживание. А значит, все, как мне кажется, прежде всего зависит от потребителей, то есть от нас самих.
Вот мы, например, составили свой рейтинг статусности иркутских отелей. И на первое место после некоторых, признаться, внутриредакционных «боданий» поставили все-таки «Сайен». Затем – отель «Байкал Бизнес Центра», а на третье место – отель «Солнце». Ну, а потом в порядке очередности можно поставить гостиницы «Виктория», «Глория», «Империя», «Иркутск», «Ангара» и… прочие. После первой тройки лучших отелей остальные, в принципе, можно ставить чуть ли не в любом порядке, как нам представляется. Но – так представляется нам. Кому какие звёзды присваивать и присваивать ли кому-нибудь что-нибудь вообще - это все-таки не наше дело...
Глеб Суржиков
"Байкал24"
Полная версия в журнале