Течет река Водка… И много в ней подводных течений

На вопросы "Иркутских кулуаров отвечает директор братского винно-водочного завода ЗАО "АНГАРА" Михаил Гарус.

- Михаил, для разгона, так сказать, ответьте, пожалуйста, почему стали регулярными новости о банкротстве того или иного представителя водочного бизнеса? Вот иркутский завод «Кедр» закрылся…

- Все последние новости о банкротствах предприятий алкогольной отрасли связаны с влиянием кризиса, как ни банально звучит. С начала кризиса достаточно предприятий отрасли, как мелких региональных заводов-производителей, так и знаковых игроков, таких как «Веда» и «Группа компаний «Заводы Гросс», объявили о своей финансовой несостоятельности. Это связано в частности и с особенностями отрасли. Все мы активно пользуемся кредитными ресурсами. Это необходимо для пополнения оборотных средств, иначе тяжело работать на федеральные поставки, не говоря уже об экспортных. Непогашенные долги перед кредиторами у крупных игроков часто исчисляются миллиардами рублей…

Что касается завода «Байкальский кедр», то этим предприятием с 2007 года владела «Группа компаний «Заводы Гросс», которая, насколько я знаю, не выполнила кредитные обязательства перед банком. А иркутский актив находился в залоге. Поэтому комментарии здесь, думаю, излишни… Завод вот уже во второй раз выставлен на торги.



- Вы говорите о привлечении ресурсов кредитных организаций, о непогашенных долгах? Но на водке как будто всегда, исторически, так сказать, делались состояния?

- В теневом обороте водки они, наверное, и сейчас делаются. Главная проблема водочного рынка – его регулирование. Мы платим акциз с каждой бутылки. Причем акциз, например, платится в момент продажи товара оптовику. А это значит: если водка останется не проданной в рознице, то производитель гарантированно заморозит деньги в акцизах. Так что, если водка будет продаваться долго – производитель гарантированно разорится. Что и возвращает нас к вашему вопросу о регулярности разорений производителей алкоголя!



- Про акцизы мы слышали уже не раз. Но не реже появляются новости, что тот или иной водочный бренд продан, причем за круглую сумму?

- За очень большие деньги выкупаются только мировые суперпремиальные бренды и только транснациональными компаниями. Капитализация таких брендов достигает миллиардов долларов, и российским игрокам, к сожалению, пока не по зубам совершение подобных покупок. Война за приобретение подобных брендов обусловлена успешностью их на американском рынке и все увеличивающейся популярностью водки в мире.

В России подобные покупки тоже совершаются, но данные бренды лежат, как правило, в сегменте low premium и имеют успешные продажи лишь на территории РФ или, максимум, в странах СНГ. Иметь в своем активе бренд в его истинном понимании означает минимум на 5 лет обеспечить себе относительно спокойный рабочий график (Смеется.) Интересно создавать и «растить» бренд, прослеживать его от момента создания торговой марки до момента превращения его в нечто большее, чем просто водка. Вот мы пока еще только взращиваем наши будущие бренды – «Ангара» и «Елань». Основа: концепция развития – качество, уже заложена, остается планомерно работать, прикладывать все возможные усилия и… И верить!



- А вы, если не секрет, хотите создать продукт по-настоящему, без дураков и условностей, качественный? Или просто модный?

- Давайте сразу вот что проясним… Я считаю, что у водки есть два уровня качественного потребления. Люди, страдающие алкоголизмом или просто бытовым пьянством, к качеству водки претензий, как правило, не предъявляют. Для них важно, чтобы градус был и цена была подешевле. Именно сложившиеся алкоголики в основном покупают «паленку» и суррогаты. Для большинства нормальных людей водка – это один из продуктов, с помощью которого можно получить удовольствие – расслабиться, провести время в компании, сделать коктейль. Для таких как раз и важно, чтобы качество водки соответствовало заявленной цене. Такие потребители что попало на стол не поставят. Для них качество продукта будет стоять на одном из первых мест при выборе.

А на качество продукции влияет сырье, технология изготовления и, безусловно, контроль за всеми этапами производства. При производстве, допустим, нашей водки мы используем сырье высшего качества: только спирт «Люкс», очищенную и подготовленную по особой технологии ангарскую воду и ароматные спирты, которые готовятся непосредственно на заводе и исключительно из натурального сырья. Вся водка на разных этапах приготовления проходит трехступенчатую систему очистки. Контрольная функция у нас разделена на три вида: входной контроль, где осуществляется проверка всего поступающего сырья и комплектующих, включая бутылки и колпачки; производственный контроль на всех этапах производственного процесса и контроль качества готовой продукции. Именно это для нас приоритет, потому что обеспечивает нашей продукции то качество, которого мы добиваемся. А уже качество обеспечивает хорошие продажи. И создает, если хотите, моду. Мы, во всяком случае, полагаем, что это так!



- Ну, а вы никогда не задумывались над тем, что, продавая водку и увеличивая свои продажи, вы приобщаете людей к алкоголизму? Вот так запросто вершите зло?

- Вы абсолютно не правы. Абсолютно! Спиваются люди, как правило, из-за социальных проблем. И, уже спившись, начинают покупать дешевую поддельную водку. По идее, введение минимальной цены на водку должно резко тормозить этот процесс, но это, к сожалению, происходит не теми темпами, которых ожидало общество. Просто государство не «дожимает» производителей суррогата, а они добровольно от своей прибыли не откажутся. А прибыль немалая, ведь главным источником наживы для теневых водочных дельцов является как раз тот самый неуплаченный акциз – как минимум это 42 рубля с бутылки. Чистой, заметьте, прибыли.



- И что же делать в такой ситуации?

- Бороться, разъяснять, производить качественную водку. В принципе, государство все время пытается что-то делать с рынком алкоголя. В начале 2009 года закончилась эпоха многовластия, при котором за контроль над оборотом алкоголя отвечало много ведомств, а значит никто. Лично меня радует, что теперь практически все основные функции по контролю за рынком сосредоточились в одной структуре – Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь). Эффективность и планомерность действий Росалкоголя показывает серьезность намерений государства привести рынок в цивилизованное состояние.

Быть может, вы не знаете, но за счет первого нововведения – введения минимальной цены на водку - по экспертным оценкам на 7% увеличилось производство легальной продукции, а это значит, что на те же 7% сократилось количество контрафакта. И это ли не борьба с теневиками? Хотя, на мой взгляд, данная мера сработала бы еще эффективнее, если бы решение задачи осуществлялось более системно и дальновидно. Ведь вводить минимальную цену целесообразнее было бы одновременно на весь алкоголь, а не только на водку. Тогда это привело бы к резкому сокращению контрафакта и лишило теневые структуры дополнительных лазеек при уплате налогов.



- И, тем не менее, вы, похоже, преисполнены оптимизма?

- Да, и не собираюсь этого скрывать. Уже в следующем году мы ожидаем принятия отраслевого законопроекта, который закрепит единую ставку акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ликвидирует большинство льгот по уплате акциза. Это уравняет всех игроков алкогольного бизнеса, чего пока нет. Вот уже несколько лет рынок изобилует безакцизной продукцией южных республик и Подмосковья, которая при всей своей ценовой доступности привела к серьезным социальным проблемам. Статистика не даст соврать: потребление на одного человека в России составляет сегодня 18 литров спирта!

Безусловно, мы поддерживаем инициативы государства в области алкорегулирования, так как наши задачи и цели совпадают: полностью убрать с прилавков безакцизный продукт и победить теневой оборот спиртосодержащих продуктов. В ответ мы резко увеличим выплаты акциза в областной бюджет. Мы и сейчас уже увеличили выплаты с 32 млн (2008 г.) до 50 млн (2009 г.). Но можем еще больше: с начала 2010 года наши отчисления в среднем увеличились на 30%.



- Но ведь вам, признайтесь, трудно? И области, если положить руку на сердце – так ли уж нужен местный водочный бизнес?

- А давайте я по-другому сформулирую этот же вопрос? Нужна ли области занятость населения и налоги? Нужна ли качественная водка, от которой люди не то что не умирают, а с ними ничего плохого в принципе даже не может произойти? Ведь это всё составляющие понятия «местный водочный бизнес». Мы вот свой бизнес очень тяжело начинали. Купили предприятие практически «с нуля», создали новые рабочие места, заново вывели на рынок некогда знаменитые торговые марки, отличающиеся высоким уровнем органолептики. И на практике доказали, что не просто конкурентоспособны, но и нужны региону.

Спрашивал Сергей Беспалов

"Байкал24"

Полная версия в журнале



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ