Такой «Анны Карениной» мы еще не видели: в Иркутске прошли показы легендарного балета Бориса Эйфмана

…Сколько же постановок выдержал роман Льва Толстого «Анна Каренина»? И у каждой есть свои поклонники, или же, наоборот, критики. Иркутянам посчастливилось увидеть одну из самых знаменитых – легендарный балет Бориса Эйфмана «Анна Каренина». Два показа, 19 и 20 апреля, прошли на сцене Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского.

Ника ПЕСЧИНСКАЯ

Борис Эйфман создал этот спектакль на музыку Петра Чайковского в 2005 году. С тех пор он не сходит с театральных подмостков. За это время постановку оценили зрители России, Франции, Англии, Испании, США и других стран. Она является визитной карточкой театра.

Гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, организованные ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры Российской Федерации, прошли в рамках федеральной программы «Большие гастроли». Светлана Каплина, заместитель министра культуры Иркутской области, рассказала:

- Несомненно, это стало одним из главных событий культурной жизни Иркутска в 2025 году. Легендарная труппа Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в Иркутске впервые. Для нас это – очень долгожданное событие, поскольку артисты театра – это очень яркое явление современности в мировом балетном искусстве. Всегда это новые идеи, инновационные подходы. Несколько лет мы пытались войти в план гастролей этого театра. И вот – все удалось!

Для Елизаветы Хохловой, исполнительницы главной роли, эта партия – особая:

- Анна – очень необыкновенная женщина, с тяжелой судьбой. Я думаю, что все в зале читали роман и прекрасно знают сюжет. Но даже если зрители его не читали, Борис Яковлевич настолько все простроил, что вы приходите в театр и словно смотрите кино. Все настолько читаемо! Моя Анна – это страстная романтическая женщина, с такой внутренней трагедией. Для меня это самая сложная партия – и в техническом, и в эмоциональном плане. Из всех балетов, которые я танцую, этот – самый волнительный. Это моя первая партия, которую я исполнила в театре Бориса Эйфмана. Она и горячо любимая, но, с другой стороны, и самая ответственная. В спектакле есть только основная линия, мы не уходим на второстепенные. Три главных персонажа – Анна, Вронский и Каренин. В начале на балу появляется Китти, но взаимодействия с ней не идет.

Сама поездка в Иркутск для коллектива театра стал не самой сложной – например, добираться в Бразилию было труднее. Но если говорить о российских гастролях, то перелет в Иркутск – самый дальний.

Отметим, что все артисты театра – очень высокорослые: девушки – под метр восемьдесят, и у самой Елизаветы рост 180 см. А мужчины – в районе двух метров.

- Педагоги нам всегда говорят: чем больше сцена, тем лучше мы выглядим. Потому что мы высокие, масштабные. И на большой сцене нам легче танцевать. Сейчас сцена не такая большая, но достаточно приятная, – отмечает Елизавета.

Для Артема Лепков, исполнителя роли Вронского, эта партия тоже стала первой в театре Эйфмана:

- Эта партия для меня знаковая. Вронский – непростой персонаж. По сути, он антагонист для Анны, Каренин рядом с ним – более положительный персонаж. И в этом есть некая эмоциональная трудность. Непривычно так метаться внутри себя. Если опираться прямо на произведение, это будет немножечко не то. Все равно сюжет адаптируется. Поэтому здесь стоит больше привносить себя самого, чем прямо переносить персонажа из романа. Вронский не смог идти до конца. Он себя поставил в определенные условия, взял на себя ответственность за Анну и за все происходящее. Но при этом не смог быть до конца честным, по сути, бросил Анну. Главный персонаж здесь – Анна, Вронский с Карениным – больше обстоятельства. Поэтому мы стараемся нашу прекрасную балерину приукрашивать и помогать ей.

Зал был полон, несмотря на то, что стоимость билетов начиналась от 3 тысяч рублей. Видно, что это событие для зрителей – настоящий праздник: посетительницы в изысканных нарядах, приподнятые лица. Конечно, публику интересовало: чем сумеет удивить легендарный театр? Ведь история давно знакома. Что можно в нее добавить?

И вот – начало. На сцене – Анна, изящная женщина и заботливая мать, которая нежно обнимает своего сына, обнажая главное противоречие темы. Кто она: мать, жена или возлюбленная? Если в прежние века этот вопрос был довольно однозначным – нельзя жертвовать семейным долгом ради страстей, то для современные женщины на эту историю смотрят по-разному.

И даже сам Борис Эйфман признается, что не имеет однозначного ответа. Пластикой тела Эйфман передал драму женщины, попавшей в болезненную чувственную зависимость от возлюбленного. Хореограф отмечает, что его балет — о сегодняшнем дне, а не о минувшей эпохе:

- Роман «Анна Каренина» всегда интересовал меня… Что важнее — сохранить общепринятую иллюзию гармонии долга и чувств или подчиниться искренней страсти?.. Имеем ли мы право разрушить семью, лишить ребёнка родительской заботы ради буйства плоти?.. Эти вопросы не давали покоя в прошлом Толстому, не уйти от них и сегодня. 

Главным оппонентом Анны в романе является погубивший ее высший свет. На сцене его играет кордебалет: вот бал, а вот скачки, офицерское общество. Или карнавал – все в ярчайших костюмах. Эта жестокая и красивая толпа выглядит невероятно цельной, слаженной и неумолимой. А на ее фоне – живая и горячая Анна. Отметим костюмы: их много, и артисты в них очень эффектны. Особенно главная героиня – то в черном, то в светлом, то опасно-багровом. 

И невероятно сложная, красивая хореография. Труднейшие поддержки, после исполнения которых зрители, выдохнув, то и дело принимались хлопать, словно они на соревнованиях по фигурному катанию. 

Финал… Конечно же, все его знали заранее. И тем сильнее было ожидание: что же смогут постановщики предложить зрителю после такого наполненного действия? Сумеют ли как следует встряхнуть? И это удалось. Шум поезда, агрессивная танцующая толпа, не оставляющая выхода, отчего зритель буквально вжимается в кресло… А потом – тихий, безысходный миг перед закрытием занавеса.

Такой Анны Карениной мы еще не видели.

И как много впереди у тех, кому этот балет еще только предстоит увидеть. 

ФОТО: Эоэлла Кириенко. 




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты