22-го апреля в день рождения Дедушки Ленина в московском клубе А2 выступил Сергей Шнуров с возрожденной группировкой «Ленинград». Команда представит выпущенный в середине апреля альбом «Хна».
Еще с осени в интернете начали выкладывать свежие сочинения группы, а вскоре после двойного концерта было объявлено, что «Ленинград» запишет новый альбом, который презентует в Петербурге и Москве в апреле.
И вот презентации прошли. Большая часть песен слушателям уже знакома — на сайте www.sosimc.ru в течение последних месяцев одна за другой появились более десятка записей, многие из которых и составили основу диска. Интересно, что на том же сайте поклонникам предлагалось проголосовать за название альбома, выбрав из двух вариантов: «Поп и Балда» или «С нами пох...». Несмотря на исключительную популярность второго варианта, победил, как водится, третий: альбом называется «Хна», и в него вошли 15 треков, включая уже запомнившиеся публике композиции «Сладкий сон», «Нет и еще раз нет» и «Последняя осень» (Привет Шевчуку).
Обложку нового альбома украшает портрет новой вокалистки коллектива Юлии Коган по прозвищу «Ноги». Рыжеволосая красотка, известная по работе с St. Petersburg Ska-Jazz Review, появилась в группе еще до распада — в «Ленинграде» всегда любили украсить хриплые матерные припевы нежным женским вокалом. Однако теперь этот прием стал применяться в невиданных доселе масштабах. Фактически Юлия Коган стала в группе равноправным вокалистом наряду со Шнуровым, который в некоторых песнях уступил ей право первого голоса. Благо вокальные данные у Коган действительно выдающиеся. Название «Хна», одновременно намекающее на копну когановских рыжих волос и отсылающее к основному предмету повествования, в этой связи тоже кажется подобающим случаю и вполне остроумным.
Второй момент — о чем, собственно, песни. Песни об одном. Если накануне осенних концертов в Москве в блогах остроумно шутили, что новый "Ленинград" поет "либо про Химкинский лес, либо про х...й", то к выходу новой пластинки от политических провокаций с непредсказуемым финалом было решено отказаться. Нужно признать, что из уст красавицы Коган лаконичные обсценности нового "Ленинграда" звучат куда более интригующе, чем если бы все то же самое по-прежнему озвучивал Сергей Шнуров. Эффект, конечно, более чем предсказуемый, но впечатление тем не менее производит.
Благодаря Юле Коган Шнуров оставил в покое чахлое тело «русского диско 80-х» и взялся за настоящую эстраду – помпезную, с насыщенными оркестровками, с дивами-вокалистками. Это неоднозначное наследие тоталитарной эпохи он скрестил с основой своего творческого кредо – вдохновенной нецензурщиной. Сочетание дает странное ощущение даже для бывалых ушей, за долгие годы привыкших и к немотивированному использованию мата.
Еще в паре треков с вокалом Юли («Огонь и лед», «Maybe», «Автопилот») женские страдания формулируются рискованными остроумными намеками, зато без мата – эти вещи потребовали от автора более тонкой работы, но хорошо, что хоть здесь он сошел с наезженной колеи.
А колея эта – ух глубокая! Прямо не знаешь, восхищаться или изумляться тому, с каким неподдельным счастьем без двух лет 40-летний Сергей Владимирович Шнуров выкрикивает слово «х…» - например, в песне «Нет и еще раз нет», вообще-то довольно удачно пародирующей главный хит группы «Чили».
Другое дело, что ждать от нового «Ленинграда» каких-то откровений или наблюдений, социальных или хотя бы бытовых, не стоит. Время сатиры и «рэпа за правду» осталось в прошлом. «Ленинград» же в новом десятилетии возродился исключительно ради матерного угара, за который группу любили в конце 1990-х и в еще большей степени в середине 2000-х. И в этом смысле все по-честному, и каждый получает от концертов «Ленинграда» ровно то, за чем пришел: публика — пьяное дикое веселье, а музыканты, видимо,— наживу.
«Хна» демонстрирует обилие голевых моментов и проблемы с их реализацией. Раньше под музыку «Ленинграда» хотелось орать и отрываться, сейчас тянет разобраться, что хотел сказать художник. Тревожный звоночек для последнего.
"Байкал24"
по материалам СМИ