Накануне совет Народного Хурала Республики Бурятия рассмотрел ход реализации закона об организации местного самоуправления в регионе.
Как пояснил в своем докладе заместитель руководителя администрации главы Республики Бурятия по вопросам территориального развития Баир Жамбалов, сегодня в республике действует две модели организации местного самоуправления.
В первом случае глава МО, избранный на муниципальных выборах, одновременно исполняет полномочия председателя представительного органа. При этом руководитель местной администрации назначается по контракту на основе конкурса или же избранный глава может одновременно возглавлять местную администрацию. Такая модель действует в Курумканском, Муйском, Прибайкальском, Тарбагатайском районах.
Вторая модель предполагает избрание главы муниципального района из состава представительного органа. При этом глава является одновременно и его председателем. А руководитель местной администрации назначается на должность по контракту. Система муниципальной власти по этому варианту реализуется в Селенгинском районе и городе Улан-Удэ.
Участники Совета отметили как положительные, так и отрицательные стороны функционирования второй модели. Среди плюсов отмечены профессиональная подготовка наемного менеджера, упрощенная процедура освобождения от должности (если руководитель администрации не справился со своими обязанностями), усиление роли и статуса представительных органов местного самоуправления.
В числе негативных моментов отмечена ситуация двоевластия, отсутствие у главы МО возможностей осуществления отдельных полномочий по управлению администрацией, увеличение расходов на обеспечение деятельности руководителя администрации и его заместителей. Из-за этого в 2012 году Прибайкальский и Тарбагатайский районы, внесли изменения в устав, отказались от второго варианта при которой глава района возглавляет представительный орган, а руководитель администрации назначается на основании конкурса.
Руководитель администрации Селенгинского района, работающий по контракту Вячеслав Цыбикжапов, подчеркнул, что эффективность работы напрямую зависит от того как складываются отношения между руководителями.
- Если это члены одной команды, единомышленники, то работа спорится. Нужно, чтобы они помогали друг другу, потому что на кону – имидж района, благополучие его жителей, социально-экономическое развитие, - сказал он.
Как показал опыт, привлечение к руководству администрацией менеджера по контракту пока не особенно востребовано в муниципальных образованиях. Депутаты Народного Хурала в ходе обсуждения внесли свои предложения. Председатель комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Анна Скосырская отметила, что муниципалитетам необходимо более ответственно подходить к выбору системы управления. Парламентарий Игорь Бобков предложил повсеместно перейти на прежнюю модель всенародного избрания главы муниципального образования - руководителя администрации, расширив финансовые полномочия председателя представительного органа.
В целом Совет Народного Хурала рекомендовал органам местного самоуправления, работающих по модели руководителя администрации по контракту, обеспечить четкое разграничение полномочий главы муниципального образования и руководителя администрации.
"Байкал24"