Иркутский телеканал отказал коммунистам в рекламе

Очередной скандал вокруг деятельности коммунистической партии разгорелся в Иркутской области. Телерадиокомпания ИГТРК отказала иркутскому обкому КПРФ в трансляции пропагандистских роликов.

Как рассказал депутат Государственной Думы, первый секретарь Иркутского ОК КПРФ Сергей Левченко, коммунисты получили решительный отказ в рекламном агентстве, размещающем рекламу в эфире ИГТРК. Региональный обком партии расценил это как политическую цензуру и намерен обратиться в Генпрокуратуру РФ. При этом партийцы уверены, что действуют в полном соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», в котором указано, что политическая партия вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации.

«Действующее законодательство содержит ограничения относительно порядка размещения политической рекламы в период избирательной кампании, - указывает в своем письме депутат. - Каких-либо иных ограничений на размещение не предусмотрено. Учитывая то, что в данный момент на территории Иркутской области не ведутся какие-либо избирательные кампании, каждая политическая партия вправе размещать в СМИ любую информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи, по форме и содержанию не противоречащие законодательству РФ».

Как подчеркивает лидер коммунистов, агитационные ролики КПРФ вполне укладываются в рамки, очерченные российским законодательством – социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть не разжигают, государственную тайну не разглашают.

«ГТРК «Иркутск» осуществляет выпуск только информационной новостной программы «Вести. Иркутск». Формат программы не предполагает выпуск рекламных роликов…», - говорится в официальном ответе телекомпании (за подписью директора ИГТРК К.Ю. Горбенко). При этом замгендиреткора ВГТРК поддерживает эту позицию, ссылаясь на «творческую независимость и профессиональную состоятельность редакций».

Сергей Левченко убежден, что коммунистам было отказано под надуманным формальным предлогом, а на самом деле речь идет об откровенной политической цензуре:

- Ни о каком праве или соблюдении конституционных норм здесь говорить не приходится. Так как правящий режим стремится остаться у власти, а доступ к СМИ это один из последних рубежей обороны, то на право наплевать. Поэтому если разобраться внимательно, то практически каждый гражданин нашей страны постоянно сталкивается с нарушениями его прав, продекларированных в Конституции.

Однако юристы имеют иное мнение на это счет. По мнению директора Иркутского института законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского Алексея Петрова, судебные перспективы «дела о роликах», если такой процесс инициирует КПРФ, не высоки:

- Ни в Федеральном законе «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами», ни в законах «О рекламе» и «О политических партиях», ни в каком-либо ином законодательстве не предусмотрено, что телеканалы обязаны в безусловном порядке размещать в эфире все видеоматериалы, что поступают им от партий. Партии по закону вправе распространять информацию о своей деятельности, но это не означает, что они в одностороннем порядке решают все связанные с этим вопросы. Телевизионный вещатель – это самостоятельное юридическое лицо, оно действует на основе свободы договора. То есть, если телекомпания не захочет размещать в своем эфире конкретный партийный ролик, принуждать ее к этому законодательство не позволяет.

Средства массовой информации не работают по принципу так называемой «публичной оферты», то есть они не обязаны сотрудничать с любым, кто обратится с просьбой или предложением о размещении той или иной информации в телеэфире, в печатных изданиях и т.п. СМИ свободны в этом вопросе – кроме случаев, когда иное прямо предусмотрено законом. Например, есть особые случаи, когда информация о работе органов власти должна выходить в обязательном порядке, или когда на выборах эфирное время должно предоставляться не произвольным образом, а с соблюдением принципа равенства кандидатов.

Тем временем, Алексей Петров отмечает, что за возникшим конфликтом стоит серьезная правовая проблема, которая заключается в противоречивости законодательного подхода к вопросу о так называемой политической рекламе. С одной стороны, в Федеральном законе «О рекламе» говорится, что действие его положений не распространяется на политическую рекламу. С другой – ни в этом, ни в каком-либо другом законе не сформулировано определение политической рекламы. В результате имеется неопределенность в вопросе о том, что представляет собой политическая реклама, в каком порядке и на каких условиях она может распространяться. Этот вопрос требует специального правового регулирования.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ