В Иркутске показали спектакль Кшиштофа Занусси «Все мои сыновья»
Можно ли простить человека, если он совершил страшное преступление? Как быть, если он – твой отец или муж? И каково жить с кровавым пятном на совести? Ответы на эти и другие вопросы вместе с артистами в минувший понедельник искали зрители, которые пришли на постановку известного польского режиссера Кшиштофа Занусси «Все мои сыновья». Спектакль, главные роли в котором сыграли звезды российского театра и кино Валерий Золотухин, Екатерина Васильева, Анастасия Введенская, Денис Баландин и другие, показали на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Иркутская премьера прошла успешно и доказала, что антреприза антрепризе рознь. Перед спектаклем артисты ответили на вопросы иркутских журналистов.
По словам президента программы Александра Ковтунца, который также исполнил в спектакле одну из ключевых ролей, в Иркутске в этом году создано отделение общенациональной программы «В кругу семьи». Его попечительский совет возглавил губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев. Цель программы – содействие укреплению института семьи. В ее рамках прошел уже целый ряд культурных, благотворительных и социальных проектов. Среди них установка скульптурных композиций русским покровителям семьи Петру и Февронии Муромским в разных городах России. Один из них будет открыт в Иркутске к 350-летию города.
Спектакль члена попечительского совета программы Кшиштофа Занусси – первый в программе. В Иркутске показ приурочили к 15-летию Благотворительного фонда Юрия Тена. Однако премьера спектакля «Все мои сыновья», которая состоялась в 2010 году, была приурочена к 70-летию народного артиста России и художественного руководителя программы «В кругу семьи» Валерия Золотухина. И не случайно некоторые критики говорили, что в спектакле он сыграл самого себя – настолько проникновенной получилась роль. Но, конечно, не в буквальном смысле – в роли Джо Келлера и судьбе Валерия Золотухина мало совпадений. Однако произведение классика американской литературы Артура Миллера как бы подталкивает артистов и зрителей покаяться перед собой и близкими за те, пусть даже небольшие преступления против совести и многочисленные предательства, которые совершает в жизни каждый человек.
– Это спектакль о том, как внутри семьи развивается конфликт, – рассказал на встрече с журналистами Валерий Золотухин. – Как к одним и тем же действиям относятся дети и отец, который считает, что ради семьи можно идти на сделки с совестью и даже на преступления. Но дети всегда более категоричны в вопросах морали. Например, мой средний сын, покойный Сережа, постоянно задавал мне довольно резкие вопросы, например: «Папа, ну почему ты все время врешь?» Он слышит, что я говорю по телефону, что нахожусь на съемках, а на самом деле был дома. И даже в этой мелочи ребенок видел нечестность. Молодые действительно иначе все воспринимают, ведь они хотят видеть в родителях пример.
Для Валерия Золотухина, отца троих детей, эта роль была действительно сложна:
– Каждая новая роль – белый лист бумаги. Трудности заключались во всем – новый режиссер, новые партнеры, жесткие сроки сдачи антрепризы. Мы все-таки в Театре на Таганке живем вольготно, в том смысле, что наш руководитель Юрий Любимов не выпустит спектакль, пока он не сделан. Те две недели, которые мы репетировали у Занусси в Польше, это не очень много времени, и мне было страшно, что мы не успеем, ведь актерский аппарат дозревает, как правило, на репетициях. И я надеюсь, что спектакль будет только крепнуть.
Эта надежда Валерия Золотухина нашла подтверждение и у зрителей. Несмотря на то, что постановка была мало похожа на ожидаемую антрепризу, в основе которой, как правило, комедийный сюжет, иркутяне прониклись ею.
– Дело в том, что это очень хорошая пьеса, она классическая, длинная, развивается постепенно, в нее нужно войти, и зритель должен быть терпеливым соучастником этого процесса, – считает Валерий Золотухин. – И потом тема спектакля такая близкая всем нам. Ведь взаимоотношение с детьми – это учебник для взрослых, в нем отражается мир и ты сам. Например, у меня старший сын священник, и мы часто с ним спорим на разные темы, и национальные, и моральные, он делает мой взгляд на мир гибче. А младший Иван заставляет быть более внимательным. Недавно привел его в одну школу, он заплакал, в другую – снова, в третьей спросил: «Будешь в нее ходить?» А в ответ – «Я подумаю». Дети всегда учат нас, другое дело – хотим ли мы учиться.
По мнению Валерия Золотухина, постановка не получилась бы пронзительной, если бы не дарование режиссера, который отважился взяться за такую сложную пьесу:
– Всякий талантливый, большой режиссер – это отдельная система, свой подход. Кшиштоф Занусси – великий человек, и та свобода, которую он дал артистам, дорогого стоит. Создать атмосферу, нужный климат, нужную температуру в организме под названием семья – очень сложно. Поэтому он нас собрал вместе в своем доме, и его семья, его жена, девять собак, племянники, гости – его система, образующая этот климат, стала нашей. Мы вместе завтракали, вместе обедали, не репетировали, а просто разговаривали на отвлеченные темы. Я вообще не выходил из его дома, только на спектакли, вместе с его внучками, например, на балет «Золушка», и это тоже была репетиция. Я привык быть в жестком подчинении у Любимова, но у Занусси возникло другое – свобода и понимание того, что режиссер не прячет тебя какими-то приемами. Тогда я обнаружил себя настоящего и начал творить. И в этом смысле я Занусси очень благодарен.
Иркутские зрители также были благодарны режиссеру и артистам за возможность еще раз прочувствовать важность и хрупкость института семьи.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Андрей Федоров