В комитете образования администрации городского округа «Город Чита» прошла коллегия, на которой рассматривался вопрос об организации инклюзивного образования в дошкольных учреждениях города Читы, а также представление опыта работы детских садов, в которых осуществляются данные услуги.
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию детей с особыми потребностями — «особой заботы». Таким подходом стало развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечивает возможность получения качественного образования детям «особой заботы».
Инклюзивное образование дает возможность всем дошкольникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка «особой заботы» в социум.
По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.
В городе Чите таких детей, не посещающих дошкольные учреждения до 3-х лет 207 человек, от 3-7 лет – 271 ребенок.
В 62 муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Читы созданы инклюзивные группы для детей с диагнозом ДЦП, синдромом Дауна, нарушением опорно-двигательного аппарата, психическим недоразвитием ребенка и др.
Стационарные группы для детей с особыми нуждами работают в четырех МБДОУ № 5, 53, 87, 99. Лекотеки (группы кратковременного пребывания для неорганизованных детей–инвалидов) в семи МБДОУ №22, 53, 69, 86, 87, 96, 117. Группы «Особый ребенок» в МБДОУ №69 (для детей с диагнозом ДЦП), МБДОУ №86 (для детей с тяжелыми нарушениями речи).
Педагогическая практика развитых стран показывает, что развитие инклюзии, процесс сложный, многогранный, затрагивающий социальные и административные ресурсы и требует кардинальной перестройки современной системы образования. Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе, что обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказывается результативностью ранней коррекционно-педагогической помощью. Дети постигают знания и умения из процесса самообслуживания, через двигательное и познавательное развитие, коммуникативных навыков, запоминают правила, принятые в обществе.
С сентября 2006 года детский сад № 53 Читы перешел на инклюзивное воспитание и обучение детей. В настоящее время в 6 группах воспитываются вместе по 5 детей с ОВЗ (дети с умственной отсталостью) и 18-20 детей с нормой. В настоящее время детский сад посещает 141 ребенок, из них 31 с различными степенями отклонения в развитии. (29 детей с умственной отсталостью и 2 ребенка по состоянию здоровья)
В Центре развития ребенка – детский сад № 51 наблюдается тенденция роста количества детей с ОВЗ. Если в 2009 году детский сад посещало 2 ребенка— инвалида, в 2010 году— 3, то в 2012 году их количество возросло до 6.
В декабре 1995 года на базе дошкольного образовательного учреждения №69 была создана группа для детей «особой заботы» «Особый ребёнок».
Группа « Особый ребенок» ориентирована в первую очередь на детей с диагнозом ДЦП, так как именно они труднее всего интегрируются в коллектив сверстников.
Всего с 1995 по 2012 год из ДОУ № 69 выпустили 38 детей. Из них 15 (39%) посещают общеобразовательные школы, 15 (39%) – центры психолого – педагогической поддержки «Надежда», «Доверие»; 8(22%) – обучаются на домашнем режиме.
По итогам работы коллегии принято решение распространять успешный опыт инклюзивной модели образования на детские сады отдаленных районов города.
"Байкал24"