Арнольд Харитонов: Так хочется воскресить былое, хотя бы на листе бумаги

Узнав, что Арнольд Харитонов готовит к изданию очередную книгу, сообразил, что, верно, грядет его юбилей, ибо все предыдущие круглые даты он отметил именно таким образом: выпуском собственных сочинений. И не ошибся.

Мэтр иркутской журналистики, исколесивший с корочками спецкора «Советской молодежи» всю западную оконечность Байкало-Амурской магистрали, готовится встретить свое 75-летие.

Памятуя, что ради прежних литературных опытов Харитонов «пожертвовал» собственной биографией, предположил, что и на сей раз он выудил из памяти какой-то завлекательный кусок былого и со вкусом его живописал.

– Нет, – опроверг он при встрече мои умозаключения. – Это сборник повестей и рассказов, где если мое «я» и присутствует, то исключительно как литературный прием и не более. Но и сказать, что это чистая беллетристика, я не могу. Во мне, по-видимому, так прочно укоренился журналист, что придумывать, вымучивать из себя сюжет я не умею. В основе любого моего опуса обязательно – реальный факт.

– Почему так уничижительно – опус?

– Да как-то, знаешь, язык не поворачивается трезвонить: я, мол, вещь написал, произведение… Как-то уж слишком пафосно и самонадеянно. Потому сам придумываю жанры. Например, свой опус «Вальс с вождем», давший название всей книге, окрестил «конспектом судьбы».

– Чьей судьбы?

– Моей тетки. Она родилась в селе Жигалово. А рядом, только речку перейти, стоит большое село Тутура, когда-то центр волости. Именно туда был сослан в 1914 году Валериан Владимирович Куйбышев. Да разве только он? В иные годы в селе проживало по тридцать-сорок ссыльных. Место идеальное: глухомань, до Иркутска 400 верст, куда побежишь? Но Куйбышев все же через два года сбежал. Правда, был вскоре изловлен и запрятан более надежно: в Туруханский край, откуда его уже освободила Февральская революция. Так вот, как-то на рождественские праздники еще юной девушкой моя тетка прошлась в туре вальса с Куйбышевым. И это событие отложилось у нее в памяти на всю жизнь. Мужик-то он был видный, да и взлетел в советское время высоко. Ну как тут не влюбиться?

– Больше их пути не пересекались?

– Нет, конечно. По моей литературной версии она умирает возле памятника Куйбышеву… А представляешь, каково мне было, будучи в Тутуре, услышать, что Куйбышев похоронен на местном погосте. Я аж опешил: как похоронен, он же у кремлевской стены лежит, согласно своему чину в партийной иерархии. Выяснилось, что это другой Куйбышев, племянник Валериана Владимировича. Он частенько наведывался в Тутуру и в один из приездов умер там, завещав похоронить себя на сельском кладбище.

– Если я не ошибаюсь, ты ведь тоже выходец из тех мест?

– Верно, родился в Жигалово. Но мои родители-непоседы еще младенцем меня оттуда увезли. Потом, лет в восемь вновь ненадолго привозили. Уже работая в газете, несколько раз заскакивал в те места, но, честно говоря, знал их плохо. И, наверное, так бы и не узнал, не подвернись юбилей Жигаловского района, к которому мне заказали книгу. Работая над ней, я много для себя открытий сделал. Мои земляки, оказывается, совершенно потрясающие люди. Серьезно, безо всякого преувеличения. Один Иван Леонтьевич Шерлаимов чего стоит. Талантливейший человек, один из зачинателей судостроения и регулярного судоходства на верхней Лене. С его именем связывают создание двух затонов, то есть судостроительных заводов. А взять купца Мишарина. В Тутуре догнивает его двухэтажный дом, который все зовут мишаринским, не ведая, кто таков его хозяин. А это, между прочим, был один из самых преуспевающих предпринимателей, ворочающий миллионами, и тоже немало сделавший для развития ленского судоходства.

– Нынешние Мишарины тебе там не попадались?

– Однофамильцев, а может, даже потомков – сколько хочешь. А если говорить о продолжателях дела, предпринимателях… Ну, таких как он, вряд ли найдешь, но с одним олигархом районного масштаба (смеется) удалось познакомиться. Получилось, как в сказке «Кот в сапогах»: чье это поле? – маркиза Карабаса, чье это стадо? – маркиза Карабаса… Вот и я спрашиваю: чей это магазин? – Василия Ярового, чья эта заправка? – Василия Ярового… Меня заело любопытство: откуда взялся этот жигаловский «Карабас». В школе, как мне рассказали, не вылезал из двоек и после девятого класса был решительно сбагрен в ПТУ. Встретились. Думал, придет валенок деревенский, а приехал на навороченном джипе живой, раскованный парень. Я ему напрямую про двойки. Если бы вы знали, как я рвался учиться, рассказывал он, пришел в школу на год раньше времени, а мне от ворот поворот – мал еще. А через год у меня желание пропало, а обида осталась. Математику любил, а остальное неинтересно… С чего, спрашиваю, начинали свой бизнес, говорят, будто, пустые бутылки собирали и сдавали. Не обиделся, засмеялся: а на какие шиши прикажете раскручиваться, больших богатств не было, жили-то без отца, на одну материнскую зарплату. И бутылки собирал, и самогонку гнал…

– Вот тебе и готовый сюжет для повести.

– Капитализм – слишком суровая материя, не для моего пера. Предпочитаю истории типа той, что мне рассказал в свое время Саша Вампилов. Один из его знакомых подрядился вместе с двумя друзьями сопровождать передвижной зверинец, который ехал из Иркутска куда-то на запад. Отпущенные на поездку деньги они быстро пропили, а кушать-то хочется. Вот и решили реализовать подведомственных зверей. Пытались продать фазанов, даже обезьяну хотели толкнуть. Но сам понимаешь, этот зверь в хозяйстве совершенно ненужный, и покупателей не нашлось. Объедали они бедных животных почем зря. Только мясо у хищников не трогали, боялись, а вдруг голодные тигры рассвирепеют и понесут по кочкам. Этот рассказ долго у меня хранился на задворках памяти, пока не вылился в повесть «Мы едем, едем, едем…». Это, пожалуй, самый крупный мой опус в книге.

– И самый свежий?

– Да нет. Он уже напечатан в журнале «Северо-Муйские огни». Слышал о таком? Удивительное явление этот журнал. Издается в маленьком бамовском поселке тоннельщиков, где даже двух тысяч жителей не набирается. Печатается в Новосибирске. Выходит как часы: раз в два месяц, безо всяких пропусков и задержек. Я сам о нем ни слухом, ни духом, пока не познакомился три года назад с его редактором Виталием Кузнецовым. Молодой парень, сам пишет стихи. Он привлек в журнал кучу авторов: из Липецка, Тамбова, Казахстана, не говоря уж об Иркутской области и Бурятии. Даже известный поэт Бахыд Кинжеев, который сейчас живет в Канаде, печатался у них. Так что я оказался в хорошей компании со своими бичами.

– Это герои «Мы едем, едем, едем…»?

– Скажем так: люди, попавшие в сложные жизненные обстоятельства. Кто бич, кто на грани… Не меньше людей мне интересны и звери. Я, надо признаться, давно питаю слабость к цирку. У многих заезжих циркачей брал интервью. У той же Маргариты Назаровой. Дрессировщица она была, конечно, от Бога, но с большими странностями. Гастролируя в Иркутске, заявила, что не может работать, потому что на представления приходят какие-то люди, приносят с собою аппараты и облучают ими зверей, отчего они становятся агрессивными. А вот с Николаем Сквирским, есть такой дрессировщик, мы очень сдружились. Интересный парень. Он когда-то был воздушным гимнастом, упал, что-то себе повредил и стал после этого заниматься дрессурой. Выходил на арену по пояс обнаженный, чем-то напоминая гладиатора. Очень эффектно. Рассказывал, что эстрадно-цирковое училище готовит кого угодно: жонглеров, вольтижеров, акробатов, а вот дрессуре не учит. А старики все секреты хранят, ни с кем не делятся. Я, признавался он, много делал того, чего делать категорически нельзя, просто по незнанию. Например, играл со львом в ладушки. Ты сумасшедший, сказали мне, стоит льву выпустить коготь, не со зла, а так, от полноты чувств, и он развалит тебе ладонь пополам. Ничего, обошлось…

– Какие еще произведения вошли в книгу?

– Большой рассказ «Заглавная роль». Правда, прочитав его, Михаил Кураев сказал: никакой это не рассказ, а повесть. Ладно, пусть будет повесть. В основе ее – реальный случай из жизни актеров якутского драмтеатра. У меня там папа работал, и я с шести лет за кулисами толкался, ходил с открытым ртом и был влюблен во всех актеров без исключения. Сам папа звезд с неба не хватал, довольствовался маленькими ролями, но был человеком абсолютно театральным. Мог расписать по эскизам любую декорацию, смастерить самую сложную бутафорскую вещь. В том же театре работал и актер по фамилии Валь. Долговязый, какой-то неказистый. И весь его репертуар складывался из слов «кушать подано». Вот он-то и стал героем моего рассказа-повести.

– Под каким именем он там выведен?

– Под своим, настоящим. Я не только его фамилию сохранил, но и фамилии многих актеров, которых уже нет в живых: Спешнев, Ануфриев… Как дань памяти. Однажды главный режиссер решил поставить пушкинского «Каменного гостя». И на долю Валя досталась заглавная роль – роль самого «каменного гостя». Сам понимаешь, роль труднейшая. Простоять на сцене два часа, изображая статую командора де Сольва, – это не каждый выдержит. Лишь в финале у него там пара фраз: «Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан. Дай руку».

– Берет руку – и вместе проваливаются в преисподнею.

– Да, все туда проваливается… Но, слава Богу, есть память. Она и заставляет браться за перо. Именно она подтолкнула написать рассказ «Отвори потихоньку калитку». Мой прадед Павел Феденев, известный в Иркутске человек, держал баню на берегу Ушаковки. Потом революция, и все его процветающее дело полетело в тартарары. Самое же интересное, что его дети, а их у него было немало: восемь сыновей и две дочери, подались в эту самую революцию. Одного, Володю, еще во время Первой мировой войны расстреляли по приговору военно-полевого суда за агитацию среди солдат. Другой сын, Иннокентий Павлович, прошедший каторгу, занял высокий пост в издательстве «Правда». Как-то в санатории познакомился с Николаем Островским. Тот приехал раньше и за короткое время стал местным чемпионом по шахматам, чем очень гордился. А Иннокентий Павлович лишил его этого титула, обыграв несколько раз. Они подружились. Заинтересовавшись рукописью книги «Как закалялась сталь», мой двоюродный дед сыграл решающую роль в ее напечатании. Но рассказ не о нем, а о самом младшем брате, дожившем почти до наших дней. О том, как он просил у властей квартиру, приводя в качестве аргумента революционные заслуги родственников, и что из этого получилось.

– Вижу, годы не повлияли на живость твоего пера.

– Меня как-то спросил знакомый: зачем пишешь, денег ведь за это не получаешь? Верно, не получаю. Но не писать не могу. Так хочется воскресить былое, хотя бы на листе бумаги.

"Байкал24" опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ