Публичные слушания программ социально-экономического развития города Улан-Удэ на ближайшую перспективу сообщили, каким будет город и горожане в 2020 году.
На прошлой неделе в Улан-Удэ прошли публичные слушания по проектам решений Улан-Удэнского городского совета депутатов. Были рассмотрены перспективы нашего существования в отдельно взятой столице вплоть до 2020 года.
Сегодня мы приводим наиболее интересные выдержки из доклада заммэра — председателя комитета экономического развития города Улан-Удэ Зандры Сангадиева.
Развитие производственно-технологического комплекса
Численность экономически активного населения Улан-Удэ составляет сегодня порядка 200 тысяч человек. Иными словами, 75,5% трудоспособного населения. Улан-Удэ концентрирует 40% экономически активного населения Республики Бурятия. На предприятиях и в организациях города занято более 135 тысяч человек. Из них 27% занято в реальной экономике, практически столько же в сфере услуг, доля социальной сферы в балансе трудовых ресурсов составляет 40%. Наблюдается сокращение отраслей с высокой добавленной стоимостью, такие, например, как производство электрооборудования, производство минеральных продуктов. В связи с этим необходимо менять современную структуру занятости населения, увеличивая долю трудовых ресурсов в видах экономической деятельности в пользу реального сектора экономики. Основная задача стратегического приоритета — развитие производственно-технологического комплекса с ориентацией на создание высокоэффективных, рентабельных производств, продукция которых является востребованной на мировом рынке.
Сегодня, к сожалению, наши объемы производства не позволяют покрыть элементарные запросы горожан в продуктах питания, строительных материалах, одежде, обуви, бытовой технике. Между тем производственные мощности большинства улан-удэнских предприятий задействованы лишь вполовину. По-прежнему сохраняется серьезная диспропорция в подготовке кадров для экономики и производства. Рынок труда переполнен невостребованными специалистами с дипломами высшего образования при остром дефиците узких специалистов, умеющих управлять высокотехнологичной спецтехникой и работать на довольно непростых станках с программным управлением. Кроме того, 30% основных фондов промышленности изношено, степень электровооруженности труда по обрабатывающему производству в 4,3 раза ниже среднероссийских показателей. Структура капитальных вложений имеет неблагоприятную тенденцию к повышению доли строительно-монтажных работ и уменьшению затрат на оборудование, инструменты, машины, что обусловлено значительной долей бюджетных инвестиций (в общем объеме до 80%). Среди значительных факторов, препятствующих инновациям, 77% предприятий республики и города считают недостаток финансовой поддержки со стороны государства и собственных денежных средств.
Развитие инновационной деятельности
Развитие инновационной деятельности, формирование инфраструктуры инновационной системы и стимулирование модернизации отраслей экономики должны стать отправной точкой в развитии города. Причем решение задач инновационного развития в современных условиях должно осуществляться программными методами. Не случайно в рамках программы на 2008-2010 годы и на период до 2017 года была заложена идея создания зоны экономического благоприятствования промышленно-производственного типа. На территории “зоны” уже сегодня возможна организация более 40 видов производств. Первым к реализации определен проект по комплексной переработке древесины и строительство лесоперерабатывающего объекта ООО “ЛПК “Байкал-Нордик”. Как известно, резидентам зон экономического благоприятствования предоставляются льготы по налогу на прибыль, по налогу на имущество организаций, по земельному налогу.
Программой социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2020 года предусмотрена реализация 408 инвестиционных проектов общим объемом финансирования порядка 156,5 млрд. руб. Из общего числа проектов 187 реализуются при участии органов местного самоуправления, 158 проектов характеризуются как крупные стоимостью более 100 млн. руб. Реализация данных проектов за программный период позволит достичь прироста валового регионального продукта в сумме 218 млрд. руб. и создать более 41 тысячи новых рабочих мест. Вклад в бюджетную систему оценивается в размере 26,7 млрд. рублей. В результате реализации программы ожидается увеличение объема выполненных работ с 41,2 млрд. рублей в 2007 году до 172 млрд. рублей в 2020 году.
Проведение дальнейшей эффективной инвестиционной политики будет способствовать росту инвестиционных вложений в экономику города в среднем на 8-10 процентов в год, что повлечет развитие основных сопутствующих и технологически связанных производств, обеспечит рост доходов бюджета с 4,7 млрд. руб. (2007 г.) до 7,35 млрд. рублей в 2020 году, или в 1,6 раза к 2007 году. Среднемесячная заработная плата по городу составит от 55 тыс. руб.
Развитие предпринимательства
Сегодня в городе действуют около 20 тысяч субъектов малого предпринимательства. Если еще совсем недавно доля малого бизнеса была всего 10-12%, то сейчас каждый третий рубль в произведенной продукции можно отнести на счет малого предпринимательства. В 2009 году малыми предприятиями было отгружено товаров на сумму 18 млрд. рублей. В данной сфере занята четверть экономически активного населения Улан-Удэ. Стратегической задачей является увеличение удельного веса малого бизнеса в экономике города до 70% по объему отгруженной продукции и доведение доли занятых граждан до 70%. Сегодня понятно, что именно малый и средний бизнес в силу своей массовости в значительной мере будет определять будущее социально-экономическое развитие города.
В Улан-Удэ наиболее привлекательным видом деятельности по-прежнему остается сфера потребительского рынка, в которой сосредоточена практически половина субъектов малого предпринимательства. Необходимо в разы увеличить долю субъектов малого предпринимательства в производстве и сфере услуг.
Программой развития города определено, что безусловным приоритетом инвестиций и модернизации будет являться эколого-ориентированная инновационная политика. Для реализации этих планов в рамках программы развития города до 2020 года необходимо порядка 157 млрд. рублей, из них 29 млрд. руб. (18%) — это средства городского бюджета, более половины средств, 90 млрд. рублей (57%), — собственные и привлеченные средства предприятий.
К 2015 году планируется снижение расходов на оплату услуг на 25% к 2009 году; снижение энергопотребления на кв.м на 30% к 2009 году; экономия энергетических ресурсов от 3 до 5,9 млрд. рублей; экономия топлива, тепловой и электрической энергии — 4004-7625 тонн условного топлива.
Жилье— приоритетное направление
Общая площадь жилищного фонда города Улан-Удэ составляет 7,35 млн. кв.м, в том числе 5,96 млн. кв.м приходятся на многоквартирные дома. Средняя обеспеченность жильем увеличилась до 19,32 кв.м на человека. К 2020 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, должна составить 27 квадратных метров, для чего требуется нарастить темпы ввода жилья. Будет продолжена реализация принципов комплексной застройки и освоения территории, что возможно лишь при обеспечении земельных участков коммунальной инфраструктурой. Ставится задача довести уровень обеспеченности жилья благами цивилизации до 100%, в программе 2011-2015 годов заложены инвестиционные проекты в рамках муниципально-целевых программ по воспроизводству сетей водоснабжения и водоотведения, реконструкции объектов электросетевого хозяйства.
Развивающийся Улан-Удэ в полной мере ощущает негативные тенденции, свойственные средним и большим городам: затрудненное движение по основным магистралям города и дефицит парковочных мест. Причем темпы увеличения числа городского транспорта и его нагрузки значительно превышают темпы развития улично-дорожной сети. Разрабатываемый комплексный проект по решению транспортной проблемы Улан-Удэ взят под личный контроль президента республики. Мероприятия данного проекта также нашли свое отражение и в долгосрочной программе города.
Здоровье и детские сады как двигатель экономики
Сегодня на очереди в дошкольные учреждения стоят 14 тысяч детей, из них 60% дети в возрасте свыше 2-х лет. Порядка 6-7 тысяч родителей, то есть 4% от экономически активного населения, вынуждены сидеть дома. Нетрудно подсчитать, что экономика города при производительности труда одного человека в отраслях промышленности от 1 до 4,5 млн. руб. в год, теряет порядка от 6 до 27 млрд. руб. ежегодно. Между тем для серьезного сокращения очередей в дошкольных учреждениях Улан-Удэ требуется “всего” 7-8 млрд. рублей. Однако при сегодняшних параметрах бюджета город может позволить направить на развитие всего городского хозяйства 1,6 млрд. рублей.
Сохранение полноценного здоровья каждого горожанина — насущная проблема для города. Сегодня лишь 16% населения систематически занимается физической культурой и спортом, что явно недостаточно. Необходимо серьезное развитие спортивной инфраструктуры, для чего ведется активное строительство спортивных объектов как за счет собственных средств, так и с привлечением финансирования республики и федерации. Наше здравоохранение должно более активно популяризировать физическую культуру, у каждого должно возникнуть понимание, что высокое качество жизни невозможно без здорового образа жизни. Кроме этого необходимо обеспечить гарантии на получение качественной медицинской помощи, для чего требуется обеспечить учреждения здравоохранения высококвалифицированным медицинским персоналом; повысить материально-технический потенциал медучреждений; заниматься развитием и внедрением информационных и новых медицинских технологий. Результат достижения целей и задач в данном направлении будет оцениваться по таким индикаторам, как увеличение продолжительности жизни до 73,5 лет, снижение уровня госпитализации на 100 человек населения до 17,2%, снижение смертности.
Развивать индустрию отдыха и развлечений для себя
В сфере туризма город приступил к реализации широкомасштабных проектов, которые требуют привлечения порядка 8,8 млрд. руб., земельных ресурсов 160 гектаров и обеспечение рабочими местами более 3 тысяч человек. Для привлечения капиталов в Улан-Удэ создана зона экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа, где планируется к реализации ряд таких флагманских проектов, как строительство объектов рекреационного комплекса “Парк-отель Верхняя Березовка”, предполагающий создание туристического центра международного класса с количеством ежегодных посещений около 1 млн. человек в год. Якорным проектом здесь определен центр развития экстремальных видов спорта “Парк Адреналин”.
Парк-отель “Верхняя Березовка” — это полнофункциональный рекреационный комплекс, который предлагает жителям и гостям города широкий спектр туристических услуг. Здесь будет построено 630 гостиничных мест, создано 458 рабочих мест, привлечено 3,1 миллиарда рублей инвестиций. Кроме того, в целях развития объектов размещения подготовлено 22 земельных участка под строительство гостиниц, 9 из которых находятся в центре города.
Для повышения привлекательности Улан-Удэ планируется создание туристической зоны в центре города с переносом памятников истории и культуры в один район, в том числе для реализации таких тематических проектов, как улица Ремесленников и Купеческий квартал.
В наших планах и реализация проекта по развитию набережной реки Селенги, где также предусмотрены работы по благоустройству территории, создание зон рекреации, пляжной и развлекательной зоны и создание композиции исторического основания города “Удинский острог”.
Кроме того, вопросы правопорядка остаются одной из главных проблем современного города, которые имеют непосредственное влияние на все стратегические приоритеты программы социально-экономического развития. Уровень преступности в Улан-Удэ один из самых высоких в Сибирском федеральном округе. Согласно рейтингу российских городов “Самые привлекательные для бизнеса города России”, проводимому журналом “РБК” (РосБизнесКонсалтинг), город Улан-Удэ по итогам 2009 года занял 54 место из 62 городов России с численностью свыше 250 тысяч человек по показателю “безопасность”.
Татьяна Никитина