“Бюджетом выживания” назвали участники публичных слушаний главный финансовый документ края на три будущих года. Несмотря на подобные оценки, он принят в первом чтении
Дефицит, как известно, бюджету не к лицу. Подобно любому физическому недостатку, он в первую очередь бросается в глаза и обязательно отвлекает внимание даже от вполне симпатичных черт.
Трехмиллиардный дефицит бюджета Забайкальского края на 2012 год тоже, разумеется, не мог остаться незамеченным. Он так неприятно поразил своей величиной, что определение “тяжелый”, стало, пожалуй, самой скромной оценкой главного финансового документа региона.
Тяжело пошло
Проект бюджета-2012 даже заядлый оптимист вряд ли сможет прочесть с улыбкой на устах. Причин тому — несколько, и о главных “ЗР” уже рассказывал читателям.
К примеру, начиная со следующего года, в субъекте в обязательном порядке должен быть сформирован краевой дорожный фонд весом в три с половиной миллиарда рублей. Не больше — не меньше — таково требование Федерации. По ее же решению, необходимая сумма должна поступить в фонд из средств региональной казны, и расходоваться она может только на ремонтно-строительные дорожные работы. Цель, безусловно, благая, и если ее удастся достичь, то, по крайней мере, одной бедой в Забайкалье станет меньше.
— Тем не менее было бы правильнее разбить процедуру формирования дорожного фонда на несколько этапов, — поделилась с депутатами регионального Законодательного Собрания министр финансов края Светлана Доробалюк, выступая на публичных слушаниях по бюджетному законопроекту. — При таком подходе бюджет субъекта не почувствовал бы столь острой нехватки денежных средств. Но — Федерация посчитала иначе.
Федерация, как говорится, велела не тянуть резину. Задача была поставлена четко, поэтому также четко она будет исполнена. В 2012-м году все средства, поступающие в краевую казну от акцизов на ГСМ и уплаты транспортного налога, пойдут напрямую в дорожный фонд. Напрямую — значит, минуя все другие проблемные сферы, будь то недофинасирование программ по образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству и так далее. Перечисленные направления не получат денег даже в том случае, если, допустим, к середине 2012-го, станет понятно, что край не успевает освоить 3,5 миллиарда. При таком сценарии непотраченные средства автоматически перейдут в дорожный фонд очередного финансового года.
Итак, ободренный светлым асфальтовым завтра, край уже сегодня отказал себе в трех миллиардах рублей дохода (порядка 500 миллионов и без создания фонда направлялось на содержание краевых дорог, — авт.). Но, как говорится, если бы только это. Есть еще, как минимум, три позиции, от которых в субъектовой копилке стало заметно просторнее.
— С 2012 года финансовое обеспечение полиции полностью передано на федеральный уровень, — поясняет председатель комитета по бюджетной и налоговой политике Заксобрания Валерий Альханов. — Казалось бы, у региона стало меньше финансовых обязательств. Вот только на практике мы вовсе не выигрываем. Вместе с полицией от нас уходят поступления от акцизов на алкоголь и госпошлина за регистрацию транспортных средств. Для краевого бюджета это, без преувеличения, существенные потери.
Это первое. Второе: со следующего же года Федерация перекладывает на субъект целый ряд таких затратных полномочий, как, например, содержание учреждений среднего профессионального образования, выплата пособий при устройстве детей-сирот в семью, реализация мероприятий по содействию занятости населения, и другие.
И, наконец, третье: с 2012 года финансирование всех видов медицинской помощи становится заботой краевого бюджета, в то время как раньше это полномочие было закреплено в том числе и за муниципальными образованиями.
Усугубляет ситуацию еще и то, что новые полномочия не принесут бюджету Забайкальского края следующего года дополнительных доходов. Краевая казна, доложила депутатам Светлана Доробалюк, по-прежнему на 65 с лишним процентов будет пополняться за счет собственных доходов (это почти 21 миллиард рублей), а безвозмездные поступления из федерального центра составят лишь порядка 11 миллиардов (что без малого на 30 процентов ниже уровня плановых назначений текущего года по закону края с учетом изменений). При этом собственные доходы опять-таки на 98 процентов состоят из налоговых поступлений (из них почти 40 составляет налог на доходы физических лиц), тогда как из неналоговых источников регион в грядущем году рассчитывает получить всего 396 миллионов рублей.
Тем не менее, по словам министра финансов края, бюджет продолжает оставаться социально ориентированным. — В 2012 будут увеличены расходы на школьное питание детей из малоимущих семей с 10 до 12 рублей в день, кроме того, на 6 процентов вырастут стипендии, начнутся выплаты так называемого “материнского капитала” — по 50 тысяч рублей за рождение (или усыновление) третьего и последующего ребенка, — отметила Светлана Доробалюк.
Нет слова “не хочу"…
Между тем прозвучавшие пессимистичные доводы и обнадеживающие обещания на участников публичных слушаний по проекту краевого бюджета (они состоялись 15 ноября, — авт.) повлияли весьма слабо. В то время как финансисты пытались доказать, что при минимальных доходах расходы предусмотрены и так запредельные, общественники настаивали на еще большей щедрости субъектовой казны. В частности, глава региональной Общественной палаты Виталий Вишняков упрекнул забайкальский минфин в том, что ведомство уже который год подряд предлагает к принятию вариант бюджета, в котором величина денежных поступлений оказывается, как минимум, на 4 миллиарда меньше реальной. “Эти деньги изначально почему-то не предусматриваются, и когда они все-таки приходят в субъект, то распределяются в экстренном порядке, и, естественно, — без участия общественности”, — указал Виталий Евгеньевич.
В подтверждение своих слов он сравнил показатели прогнозируемых и реальных доходов бюджетов, начиная с 2009 года, уточнив, что минимальное превышение “факта” над “планом” составляет 14 процентов, средняя же величина разницы достигает порой и 24 процентов.
— Это те деньги, предусмотрев которые заранее, можно было бы избежать многих проблем, — добавил Виталий Вишняков. — И не нужно было бы таскать сейчас друг друга за чубы и спорить на тему: а где взять необходимые суммы?
Еще одна представительница региональной Общественной палаты Марина Савватеева выступила еще более категорично. — С предложенными параметрами, на мой взгляд, бюджет принимать нельзя, — заявила она. — Его нужно пересмотреть, учитывая те вещи, на которые указывал Виталий Евгеньевич.
Марине Львовне, как она призналась с трибуны, проект бюджета не понравился в первую очередь потому, что он не решает наиболее остро стоящих в обществе проблем.
— Забайкалью необходимо порядка 10 тысяч мест в детских садах, — сказала Савватеева. — Тем временем бюджет на 2012 год позволит нам создать от силы 400 мест. Это в корне неправильно. С таким бюджетом мы никогда не остановим отток населения из края!
Выступивший на публичных слушаниях главный коммунист Забайкалья, руководитель фракции КПРФ в краевом парламенте Сергей Сутурин (фракция, отметим, полным составом голосовала 16 ноября против принятия законопроекта в первом чтении. — Авт.), тоже не стеснялся в выражениях. Рассматриваемый проект бюджета он называл “губительным до предела” “бюджетом выживания” и настаивал на том, чтобы запретить Федерации проводить над субъектами эксперименты с передачей не обеспеченных доходами полномочий. Выступление лидера забайкальского отделения КПРФ, кстати, сопровождалось аплодисментами. Таким образом Сергея Сутурина поддержал главный “яблочник” субъекта Игорь Линник.
Впрочем, и раздавшиеся в зале аплодисменты не смогли настроить финансистов и нефинансистов на дружественный и конструктивный лад. Глава регионального минфина Светлана Доробалюк, к примеру, назвала “обидным” выступление председателя Общественной палаты Виталия Вишнякова. — В адрес минфина фактически прозвучал упрек в том, что мы неправильно считаем, — призналась Доробалюк. — И пусть бы это сказал кто-то несведущий, но от Виталия Евгеньевича, человека, который много лет возглавлял Читинскую областную Думу, слышать такое, честно говоря, обидно.
Вице-премьер краевого правительства Алексей Кошелев в споре минфина и Общественной палаты, что неудивительно, оказался на стороне первого. — Проблема в том, что та финансовая разница, о которой говорил Виталий Евгеньевич, возникает не из ниоткуда, — пояснил замгубернатора. — Это деньги, поступающие в край из Федерации целевым образом. Они, приходят, допустим, на приобретение медоборудования, на жилье для ветеранов, на отдельные программы по сельскому хозяйству, и так далее. Такие деньги мы не распределяем, как выразился Виталий Евгеньевич, без ведома общественников, они изначально идут на конкретные вещи.
В любом случае, даже грамотно отведенные “уколы” общественников, бесполезными не оказались. Все высказанные в ходе обсуждения проекта бюджета замечания — начиная слабо обоснованными упреками и заканчивая конструктивными предложениями, — были включены в резолюцию, принятую по итогам мероприятия. А, впоследствии, как заверил участников слушаний Валерий Альханов, они найдут отражение в специальном депутатском постановлении — своего рода списке “бюджетных наказов” парламентариев правительству. Это постановление, уточнил Альханов, будет приниматься одновременно с рассмотрением главного финансового законопроекта региона во втором чтении.
Он также подчеркнул, что действенность депутатских рекомендаций при исполнении бюджета достаточно высока. — Из 17 пунктов, на которых парламентарии настояли при принятии бюджета нынешнего, 2011 года, 13 уже исполнено, — отметил Валерий Баратович. — Это как раз те вопросы, которые при высвобождении или появлении дополнительных денежных средств, необходимо было решать в первоочередном порядке.
Мария МАШАНОВА.
"Байкал24" опубликовано