В ноябре папа Римский Бенедикт XVI освятил барселонский собор Святого Семейства – строящийся уже более ста лет и все еще далекий от завершения. Собор, признанный одним из главных архитектурных украшений не только Барселоны, но и всей Испании, строится на частные пожертвования и потому может оставаться в своем нынешнем положении (у храма не достроен купол, не хватает нескольких башен) еще лет сто – католической церкви не привыкать строить храмы по два-три столетия. Чиновники, управляющие российскими регионами, на наше счастье, таким ресурсом времени не располагают.
Как много зависит от знака
Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев в присутствии министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина, глав двух крупнейших госкорпораций, депутатов Законодательного Собрания, представителей городов и районов области торжественно открыл в ноябре движение по объездной дороге, соединившей федеральные трассы М-53 и М-55. Событие, которое для постороннего глаза выглядело как очередная процедура с очередной перерезанной ленточкой, создает несколько накладывающихся друг на друга эффектов. Первый, самый очевидный – резко сокращается количество транзитного транспорта, вынужденного протискиваться через улицы Иркутска и Шелехова, рассчитанные по нормативам середины прошлого века на совершенно иной грузопоток, иные мощности двигателей и габариты автомобилей.
Об экономии времени (полчаса по объездной вместо двух и более часов через множество городских пробок), сокращении количества выхлопных газов, большем сроке службы дорожного покрытия и других последствиях ввода объездной написано достаточно, однако практически никто не отметил психологический эффект от события: федеральные и областные власти выполнили свое давнее обещание, причем на все сто процентов совпадавшее с желаниями населения и экономической логикой.
Чего греха таить – не всякое решение, принятое органами власти, сразу вызывает понимание. Увы, бытовая логика, которой все мы руководствуемся в повседневной жизни, имеет сравнительно узкий горизонт, диктует склонность к сохранению статус-кво и настороженное отношение к новшествам – комментируя принятое на очередной сессии Законодательного Собрания совместное обращение депутатов и губернатора к председателю правительства Владимиру Путину о переводе области в шестой часовой пояс один из жителей области заявил, что он «просто против, без всякого объяснения». В данном конкретном случае с обходом Иркутска и Шелехова все было иначе: все в области, от рядового водителя до губернатора, знали, что обход нужен. В том, что строительство завершено именно сейчас, следует усматривать случайность или результат системных усилий? Структура управления в области и двадцать лет назад (когда разговоры о строительстве обхода только начались), и пятнадцать лет назад (когда начались работы), и десять лет назад (когда стройку забросили из-за отсутствия финансирования), мало изменилась, кроме того, что работали в этих структурах другие люди. И факт остается фактом – тем, предшественникам нынешних, чего-то не хватило для решения вопроса о выделении федеральных средств – а этим хватило. Тут как в спорте: кто-то никак не может подняться на пьедестал, а кто-то становится чемпионом. И кому приходится труднее – сказать трудно: от чемпиона ждут новых побед, а проигравшему сочувствуют.
Губернатору Дмитрию Мезенцеву досталось «богатое» наследство начатых и не завершенных проектов, недостроенных объектов, нерешенных проблем. Плюс, который 13 ноября поставили вместо минуса в строке «транспортный обход Иркутска и Шелехова», означает, что власть исполняет взятые на себя обязательства.
Делай как я
В первые две недели ноября Иркутская область в очередной раз столкнулась с топливным кризисом – в котельные нескольких муниципальных образований поставщики из Красноярского края не завезли уголь. Нельзя сказать, чтобы это случилось совершенно неожиданно – скорее уж наоборот, можно сказать, что сбои такого рода давно вошли в систему. Но все-таки каждый год проблема как-то разрешалась, и в министерстве жилищно-коммунального хозяйства области сначала рассчитывали, что поставщики и железнодорожная грузовая компания выполнят свои обязательства в соответствии с контрактом, потом – что они сдержат обещание, данное губернатору Дмитрию Мезенцеву. Увы, не получилось…
По традиции губернатору и мэрам пострадавших населенных пунктов следовало продолжать переговоры с традиционными поставщиками топлива и услуг по перевозке, просить, клянчить, жаловаться на вышестоящий уровень (причем все выше и выше, пока не уперлись бы в председателя правительства РФ) и, если говорить откровенно, откладывать настоящее решение проблемы на более поздний срок. Суть же проблемы заключается в том, что когда-то давно, много десятилетий назад, кто-то, чье имя теперь, наверное, и не установить, спроектировал муниципальные котельные Иркутской области под сжигание определенного сорта угля – дешевого, непригодного для использования в химической промышленности, и поставляемого из Красноярского края. Речь идет не о том, что красноярский уголь чем-то принципиально хуже других сортов – просто возить его становится все более и более проблематично.
Как же, скажет тут любой, кто представляет себе карту области, Тайшет (более всего пострадавший от недопоставок) ведь как раз ближе всего к Красноярскому краю. Так-то, оно так, но вот компания, которая поставляет к нам уголь бородинского разреза, не имеет достаточного количества собственных вагонов и вынуждена арендовать их у дочерней компании РЖД. А у тех своих проблем хватает. Казалось бы, тупик: отказаться от угля определенного сорта нельзя, возить уголь без вагонов невозможно – но это если смотреть на ситуацию в одной плоскости. Если же присмотреться к ней с другого ракурса, что и продемонстрировал глава правительства, то можно выяснить, что ОАО «Иркутскэнерго» давно уже ведет планомерную работу по замене бородинского угля близким ему по качеству ирбейским. Транспортное плечо примерно такое же, но у дочерней фирмы «Иркутскэнерго» «Востсибуглесбыт» собственный парк вагонов насчитывает почти тысячу единиц, и выручить область энергетики никогда не отказывались.
Закономерный итог: сначала «Востсибуглесбыт» подбрасывает Тайшету 557 тонн угля, через неделю отправляет в Чуну 2200 тонн, а 17 ноября губернатор Дмитрий Мезенцев и генеральный директор «Иркутскэнерго» Евгений Федоров заключают соглашение о еженедельных поставках в 120 вагонов. Правительству этого объема хватило для того, чтобы официально сообщить: проблема поставки твердого топлива в отопительном сезоне 2010–2011 года полностью снята.
Тут интересно другое: если поставленный в этом году опыт окажется действительно успешным, то вполне можно ожидать, что в следующем году доля традиционного, но ненадежного поставщика станет меньше, а новый и хорошо зарекомендовавший себя расширит присутствие на рынке – на благо, что очень важно, не только себе, но и области: налоги-то он платит здесь.
Важно только не бояться нестандартных решений… и больше думать о положительных примерах.
Автор: Алексей Иванов