Подходит к концу Год подростка в Забайкальском крае. Многое уже сделано, однако много дел еще предстоит. Об этом в интервью внештатному корреспонденту “ЗР” рассказывает министр образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Константин КАРАСЕВ.
— Константин Иванович, как проходит “Год подростков — поколения будущего” в Забайкальском крае?
— 2011-й объявлен Годом подростков с целью обратить более пристальное внимание и родителей, и педагогов именно на эту категорию наших детей.
Распоряжением Правительства Забайкальского края утвержден сводный план мероприятий по проведению Года подростков. Он содержит более ста различных направлений, в том числе и ввод новых объектов для развития молодежи. Уже открылись спорткомплекс “Мегаполис-спорт”, школа в поселке Ключевский Могочинского района.
Минобразования в 2011 году запланированы спортивные, творческие, патриотические мероприятия, различные акции, семинары, “школы” и другое. Многое уже состоялось. Ведется работа по содействию трудовой занятости ребят, помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и так далее.
Мероприятия в Год подростков — это, в основном, продолжение той комплексной работы, которая проводится усилиями педагогов постоянно. В крае созданы условия для одаренных детей: функционирует несколько образовательных учреждений с интернатными условиями пребывания. Это спортшкола по игровым видам спорта, гимназия-интернат для творчески одаренных ребят, лицей физико-математической и естественнонаучной направленности. Развивается система дополнительного образования детей.
Но особенно пристальное внимание уделяется работе с ребятами так называемой “группы риска”. В Забайкальском крае хоть и наблюдается снижение уровня подростковой преступности, ее удельный вес все же очень высок. На начало 2011 года он составлял 9,8%. За шесть последующих месяцев произошло значительное снижение показателя — на 1,4%. Такого результата удалось достичь в Год подростков благодаря объединению усилий всех ведомств в организации воспитательного процесса.
В крае создана комплексная система профилактики преступности и правонарушений несовершеннолетних. Работа осуществляется, например, через обеспечение занятости подростков, в том числе и в каникулярное время, правовое просвещение учащихся и родителей, обеспечение доступности дополнительных образовательных программ. Максимально используется потенциал учреждений дополнительного образования. Из занятых там детей более 70% — ребята, стоящие на внутришкольном контроле. Больше 60% таких детей имеют постоянных наставников, которые контролируют организацию досуга и посещение учащимися кружков и секций. Больше чем в половине образовательных учреждений используется новая форма работы с родителями — учительско-родительские патрули. Также работают советы отцов и родительские комитеты.
Подростковый возраст — тот период, когда происходит осознание собственной личности. Личности, которая несет в себе очень высокий творческий потенциал и большую потребность в самоутверждении. Главное — верное направление этой энергии. Важно, чтобы подростки самоутверждались достойно, и наша задача — этому помочь.
— С января 2011 года в Забайкалье началась реализация долгосрочной целевой программы “Допризывная подготовка и патриотическое воспитание молодежи Забайкальского края на 2011-2014 годы”. Какое участие в этом принимает Пограничное управление ФСБ России по Забайкальскому краю?
— Между минобразования края и Пограничным управлением ФСБ России по Забайкальскому краю подписано соглашение в области военно-патриотического воспитания молодежи. Согласно этому документу, в местах дислокации пограничников они, при согласии и поддержке администрации школ, оказывают содействие в организации военно-патриотических объединений пограничной направленности.
Сотрудники пограничного управления участвуют в месячниках оборонно-спортивной работы, заседаниях “круглых столов” по проблемам военно-патриотического воспитания молодежи, организации военно-патриотических игр. Проводятся эстафеты вдоль государственной границы “Вахта памяти”, “Тропа памяти”, обзорные экскурсии, выездные историко-музыкальные композиции, передвижные выставки по истории Пограничной службы.
В этом году на территории края работало семь лагерей от воинских частей, в том числе и пограничных. В них отдыхало почти 250 ребят. Два муниципальных лагеря в приграничных районах — Приаргунском и Забайкальском — носят название “Пограничник”.
В школах региона проводятся встречи с лучшими военнослужащими, участниками задержания нарушителей государственной границы. Также сотрудники управления оказывают методическую помощь в оформлении учебных кабинетов, посвященных истории и традициям пограничных войск, службе воинов-пограничников.
Практически все школы приграничья очень тесно работают с сотрудниками пограничных Служб и отделений. Сотрудники управления являются шефами Детского дома № 1 г. Читы. Оказывают большую помощь, в том числе и в воспитании ребят.
В четырех школах Забайкальского края — Зоргольской (Приаргунский район), Даурской (Забайкальский район), Урлукской (Красночикойский район) и школе № 1 г. Читы — существуют кадетские классы пограничной направленности. Более 130 ребят готовятся к военной службе, непосредственно общаясь с пограничниками: военнослужащие проводят практические занятия, экскурсии для кадетов и т.д. Многие выпускники этих классов успешно поступают и обучаются в высших военных учебных заведениях. Это говорит о хорошей организации работы в школах.
— Константин Иванович, разъясните, пожалуйста, какая категория военнослужащих имеет право на льготу при зачислении ребенка в дошкольное учреждение?
— Этот вопрос регулируется нормой федерального закона “О статусе военнослужащих”. Дети военнослужащих имеют право на первоочередное обеспечение местами в дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства. Родителям для получения этой льготы необходимо представить документы, подтверждающие отнесение их к данной категории, в период постановки на очередь, а также при комплектовании групп.
— Имеют ли военнослужащие, проходящие службу на контрактной основе, преимущественное право на поступление в высшие учебные заведение Забайкальского края вне общего конкурса на бюджетные места?
— Согласно федеральному закону “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” такое право есть у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту непрерывно не менее трех лет. Исключение составляют офицеры. При успешном прохождении вступительных испытаний такие военнослужащие поступают вне конкурса в государственные и муниципальные вузы, а также на подготовительные отделения федеральных государственных вузов для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.
Документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление, является направление на обучение, которое выдается командиром воинской части.
— А на ваш взгляд, какие специальности наиболее востребованы сегодня и будут востребованы в ближайшем будущем в нашем крае?
— Согласно прогнозу до 2020 года, нужны будут специалисты в области разработки месторождений полезных ископаемых, так как сегодня на территории Забайкальского края в этом направлении реализовываются несколько крупнейших инвестиционных проектов. Край испытывает дефицит кадров в области геологии и маркшейдерии, горного дела. Достаточно большой заказ скоро поступит от железной дороги и других транспортных предприятий. Стремительное развитие в регионе электронных услуг тоже потребует высококлассных связистов, специалистов в области информационных технологий. Из-за отсутствия соответствующих кадров недостаточно развивается глубокая переработка леса. Понадобятся специалисты ЖКХ, производства строительных материалов, теплогазоснабжения.
— О модернизации образования сегодня много говорится. Как этот процесс затронул систему профессионального образования в Забайкальском крае?
— Модернизация в этой сфере продолжается. Создаются ресурсные центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров для высокотехнологичных производств. Будут созданы многоуровневые и многопрофильные учреждения профобразования, центры по профессиональной подготовке кадров для потребностей муниципального рынка труда, модели образовательных комплексов “школа старшей ступени — учреждение НПО” для организации профильного обучения старшеклассников.
Система образования региона находится в процессе непрерывного развития. Принимаемые на уровне высшей власти страны решения говорят о большом внимании к сфере, о том, что образование — действительно приоритет государственной политики. И сегодня можно с уверенностью говорить о реальной реализации этих решений на деле.
Беседовала Марина ГРИГОРЬЕВА