На состоявшемся в сентябре в Курске заключительном этапе чемпионата России по автокроссу в классе Д1 (самом мощном в автокроссе России) стало ясно – по итогам шести прошедших этапов шелеховский гонщик, мастер спорта Александр Пушкарь, стал серебряным призером! Этот факт зафиксирован в итоговом протоколе чемпионата Российской Автомобильной Федерации. Такого успеха иркутский автоспорт не знал никогда.
Фаворитом чемпионата был гонщик из Казани Салават Фатхутдинов, имеющий, пожалуй, самую богатую (во всех смыслах) поддержку на этапах чемпионата. Но и другие соперники также не давали повода расслабляться: достойные результаты показывали Игорь Усов из Омска, Алекандр Рогозин из Ижевска, тольяттинец Андрей Нефедов и курганец Александр Жеребятников… Александр Пушкарь был самый «восточный» гонщик России. Уже это обстоятельство вносило определенные сложности, в первую очередь, по перемещению и отсутствию ремонтной базы. При этом Александр пропустил только последний этап в Курске, и то – по экономическим и стратегическим причинам. Чтобы стать чемпионом, Александру надо было финишировать только первым, при том, что главный конкурент – Салават Фатхутдинов – должен был занять место не выше третьего. Эх, если бы знать тогда, по какому сценарию пойдет «курская битва»…
Уже на первом этапе в подмосковном Дмитрове (Московская область) на машине Александра в первом квалификационном заезде лопнул один из приводов, после чего автомобиль совершил переворот через крышу. На старт второго заезда Александр выйти вообще не смог – все из-за того же неисправного привода. Нужную запчасть привезли всего за 30 минут до старта финального заезда, в котором Пушкарь сумел вырвать третье место и первые 15 очков в итоговый зачет.
Второй этап, состоявшийся в Омске, сложился удачнее: по итогам квалификационных заездов Пушкарь был третьим, но основные конкуренты – новосибирец Игорь Плотников и омич Игорь Усов – на старт финального заезда не вышли, и Александр без особого труда стал победителем. Но, увы: из-за недостаточного количества вышедших на старт спортсменов (менее 10) набранные очки всех участников были «отполовинены», из-за чего победа в Омске оказалась менее весомой, чем третье место в Дмитрове.
А вот третий этап, прошедший в Чусовом (Пермский край), стал для Пушкаря самым драматичным, а сам Александр считает его лучшей своей гонкой нынешнего чемпионата. Вначале Пушкарь сумел завоевать победу в последнем заезде, благодаря чему получил лучшую позицию на старте в финале. Уйдя со старта третьим, благодаря ошибке соперника Пушкарь вышел на второе место. Однако на втором круге автомобиль Александра, заходивший в поворот по внутреннему радиусу, столкнулся с машиной Игоря Усова, находящегося на внешней траектории, из-за чего Impreza Александра осталась с тремя колесами. Тем не менее, финишировал наш гонщик третьим (неудивительно, почему сам Пушкарь считает именно эту гонку лучшей!). И если бы не спорное решение КСК (Коллегии Спортивных Комиссаров) по итогам заезда и гоночного инцидента, мог бы получить в свой актив законные 15 очков. Но, к сожалению, по решению коллегии Александра отодвинули на 8-е место (9 очков)…
На четвертом этапе, прошедшем на территории танкового полигона под Калининцем (Московская область), Пушкарь стал вторым. Однако вновь, из-за неполного состава спортсменов, набранные им очки были урезаны наполовину. Зато пятый этап, прошедший в Первоуральске (Свердловская область), принес Александру первое место и полный комплект зачетных очков – 20. Вообще, этот этап складывался непросто. В первом заезде Пушкарь едва не стал жертвой столкновения между Салаватом Фатхутдиновым и Александром Рогозиным: машина последнего после полученного от казанца удара зацепила бровку и совершила несколько кувырков через крышу, едва не зацепив шедшую рядом шелеховскую Subaru Impreza. Однако удержать лидерство Пушкарю помешала вышедшая из строя турбина, которая отбросила гонщика в самый конец пелетона. Во втором заезде Пушкарь, с новой турбиной и слегка измененными настройками мотора, пришел третьим. На старт третьего заезда гонщик из Казани не вышел (победа в первых двух заездах гарантировала ему лучшую позицию на старте), а Пушкарь за победу боролся не только с Игорем Усовым, но и со своей Impreza, на которой прогорела прокладка выпускного коллектора. И сумел-таки стать первым. В финале же Александру оставалось только грамотно выбирать траекторию, благодаря чему он сумел опередить и Усова, а позже и вырвавшегося было вперед Фатхутдинова.
Таким образом, перед последним этапом Александр Пушкарь отставал от Салавата Фатхутдинова на 4 очка, и был почти недосягаем для остальных соперников. Предполагая, что Салават без боя свое лидерство не отдаст, команда Пушкаря решила в Курск не ехать. И надо ж было так случиться, что именно в Курске гонщика из Казани преследовали технические проблемы, из-за которых тот почти всю гонку провел буквально на трех цилиндрах и в итоге занял только 8-е место (полученные им 9 очков в зачет не пошли, т.к. учитывались только лучшие четыре результата из шести возможных). Но отсутствие Пушкаря по сути подарило ему первенство в чемпионате. А победил в Курске омич Игорь Усов, который остановился в 2,5 очках от Александра…
После прошедшего чемпионата стало ясно, что автомобиль Пушкаря нуждается в дальнейшем совершенствовании. Так, этап в Чусовом показал, что пусть и на доработанной, но, по сути, обычной коробке передач добиваться действительно высоких результатов крайне сложно – требуется специальная спортивная кулачковая коробка, имеющая не только больший ресурс и улучшенные характеристики, но и позволяющая переключать передачи без выжима сцепления. Такую Александр планирует в скором времени заказать из Англии. Планируются и доработки системы охлаждения автомобиля – в частности, установка специальных воздухозаборников сзади, наподобие, только не смейтесь, «ушей» у старых «Запорожцев». А вот острой необходимости дополнительно повысить мощность двигателя Александр не видит: в автокроссе излишне мощный двигатель больше вредит, чем приносит пользы.
Кроме чемпионата, нынешний сезон для Александра Пушкаря обернулся еще одним серебром – в зачете розыгрыша Кубка России 2010 года по автокроссу в классе Д2-3500. Здесь также прошло пять этапов (один из которых состоялся в Иркутске, в феврале месяце), по итогам которых Пушкарь набрал 292 очка. Отставание от победителя – гонщика из Кемерово Владислава Решетнева – составило всего 4 очка! И это при том, что первоначально Александр вовсе не планировал участвовать в этом розыгрыше…
Александр Пушкарь:
– Идея съездить на нынешний чемпионат появилась у нашего спонсора – компании BERG-Motorsport, которым показалась интересной идея расширить географию гонок и показать себя на Урале и в центральной части России. До этого я участвовал только в розыгрышах кубка России, да и то ездил туда урывками – фактически, как позволяла служба в армии. И на летние этапы выезжать было крайне сложно уже по одной только этой причине. В этом же году участие в чемпионате совпало с большим отпуском перед увольнением из вооруженных сил, поэтому появилась возможность отдать гонкам гораздо больше времени.
Вообще, этот чемпионат я считаю очередным переломным моментом в своей карьере и своей жизни. Мне удалось, кроме достойного результата, получить множество технических наработок, а также гоночного наката, который у нас, по сути, вообще нельзя получить. В связи с этим у меня есть идея построить у нас настоящую гоночную трассу для автокросса. Тот трек, что существует сейчас в Шелехове – чисто зимний вариант. Так же, как и трасса в Иркутске, кстати, тоже: для летних гонок она просто опасная и в силу собственных особенностей, и по причине расположения зрителей. Для сравнения, в Чусовом после каждой гонки трассу грейдируют и уплотняют специальными катками. В результате покрытие позволяет проводить куда как более быстрые и зрелищные гонки.
Автор Алексей Степанов