Аспирант ИГУ Семен Тимофеев разрабатывает универсальную структурную модель анализа видеоигр

Видеоигры давно стали частью культурной истории и, конечно же, традиционным объектом научных исследований. Причем изучаются не столько сами игры, сколько их влияние на человека. В этом направлении проводит исследования аспирант Педагогического института ИГУ Семен Тимофеев. Молодой ученый разрабатывает универсальную структурную модель анализа видеоигр, с помощью которой станет возможным определение особенностей их психологического влияния на игроков.

— Представленные в научных публикациях данные о характере влияния видеоигр на геймеров противоречивы — это свидетельствует о сложности объекта изучения, трудности реализации процедуры исследования ее воздействия, а также об отсутствии согласованного подхода к психологической категоризации компьютерных игр как основания для выдвижения гипотез о характере влияния игровой активности на геймеров, — считает Семен Тимофеев.

В качестве примера молодой ученый приводит выводы о воздействии видеоигр на агрессивность поведения. Так, одни считают, что они провоцируют агрессивное поведение и делают людей более жестокими, другие полагают, что видеоигры могут повышать агрессию лишь в совокупности с особенностями воспитания, социальной среды и характера играющего, третьи приводят данные о том, что участие в агрессивных компьютерных играх способствует снижению реальной агрессивности подростков.

На определение особенностей психологического влияния видеоигр, по словам Семена Тимофеева, сильно влияет их классификация. Сейчас исследователи либо их не дифференцируют, либо используют дифференциацию по жанровому признаку (например, стратегия, пазлы, симуляторы и т.п.), при этом основания определения жанровой специфики игры неодинаковы.

— Жанровое определение видеоигры, согласно нашему убеждению, недостаточно для суждений о характере ее воздействия, поскольку современным играм тесно в рамках существующих жанров. Также, жанровая классификация не учитывает многих характеристик игры, которые могут оказывать влияние на игрока. Кроме того, отсутствует система уровневой градации игровых компонентов, оказывающих воздействие на личность, — говорит Семен Тимофеев.

Отметим, что существуют и другие виды классификаций видеоигр: психологическая, разделение на основе наличия или отсутствия сетевых функций (многопользовательские/

однопользовательские), типологизация игроков, основанная на их игровых предпочтениях (победитель, исследователь, коллективист и др.). Каждая из них имеет свои достоинства, недостатки и сферу применения, однако такое многообразие приводит к получению несогласованных результатов.

Кроме того, ученый назвал еще одну проблему, которая способствует рассогласованности выводов — принцип однородности, положенный в основу классификаций. Проявляется это в стремлении вместить многообразие игр в рамки одной классификационной категории и в интерпретации игр, попадающих в заданную категорию, как объектов тождественных и оказывающих одинаковое воздействие на игроков.

— Каждая видеоигра уникальна, сложно организована, ее понимание требует учитывать взаимодействие множества игровых компонентов, определяющих характер воздействия на геймеров. Вне реализации принципа системности исследование психических последствий игровой активности будет приводить к различающимся выводам о влиянии на геймеров игр, отнесенных к одной классификационной категории, — уверен Семен Тимофеев.

Решая эти проблемы, молодой ученый совместно со своими коллегами разработал универсальную многокомпонентную структурную модель анализа видеоигр. Состоит она из 34 компонентов в той или иной степени выраженных в большинстве видеоигр. По замыслу разработчиков, такой подход позволяет, с одной стороны, производить качественный анализ, изучать каждую видеоигру как уникальный объект, с другой стороны, за счет четко прописанной градации выраженности каждого из компонентов, становится возможным соотносить и сравнивать различные игры на уровне отдельных компонентов.

— Процедура исследования в рамках разрабатываемого нами подхода строится следующим образом. На первом этапе группа экспертов (не менее десяти игроков с игровым опытом свыше 10 лет игры) анализируют игру при помощи модели. На основе их оценок выстраивается универсальный профиль игры. Далее на основании полученного результата выдвигаются гипотетические предположении о возможном влиянии отдельных компонентов или их плеяды на игрока — эти предположения проверяются экспериментальным путем. Если обнаруживаются закономерности, мы ищем игры со схожей спецификой компонентного состава и проводим схожий эксперимент, сравнивая полученные результаты. Подобная процедура позволяет выделить влияния конкретных компонентов игры и дает возможность экстраполировать полученные выводы на игры с идентичной выраженностью компонентов, — считает Семен Тимофеев.

Результаты исследований планируется разместить в открытом доступе на специальном сайте. При этом его посетители (исследователи и игроки) смогут не только пользоваться представленной информацией, но и пополнять ее самостоятельно, индивидуально оценивая игры или загружая туда массив данных, полученных в своих исследованиях.

На сегодняшний день по теме исследования опубликовано несколько научных работ, описаны особенности разработанной модели, приведены примеры анализа различных видеоигр.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ