Под парусом

Я поняла, что означает «под парусом». Раньше я думала, что это просто такое выражение. Но, оказывается, парус и в самом деле накрывает тебя, словно крыша, и несет, огромный и невесомый. Под легкий плеск волн яхта почти бесшумно скользит к финишу.

- А все-таки мы молодцы. И в экстремальной ситуации не растерялись, - негромко переговариваются яхтсмены, пока мы, пользуясь минутами затишья, отдыхаем в тени спинакера. Так называется самый большой и самый красивый парус. У яхты «Фридом», куда меня взяли в качестве представителя прессы, он выполнен в цветах российского флага. Сегодня, в день независимости России, этот триколор на голубом небе кажется особенно значительным.

Нас отправил на «нос» капитан Владимир Пятаков - создавать противовес. Так корма приподнимается, и легче идти.

Открытие сезона

Регата «Парусное лето»-2015 проходит на акватории иркутского водохранилища 12-14 июня. Это всероссийские соревнования, по всей стране в эти дни официально открывается парусный сезон. В Иркутске на старт вышли пятнадцать лодок.

К причалу я явилась за час до начала гонки. Команда уже на борту. Сначала - перекусить. Кастрюля пельменей, которая казалась такой большой, ушла влет. А кое-кому, кто слишком долго спал, она показалась и слишком маленькой! Следующий перерыв - не скоро, во время гонки на счету каждые руки. Чтобы управлять такой яхтой, нужно не менее восьми человек. Команда очень слаженная, она ходит вместе уже более 15 лет. На борту - два сына Владимира Пятакова, которые в команде с 12-ти лет. Много ли проку от таких мальчишек?

- Очень много! - говорит капитан, - самое главное - они лучше слушают руководителей. Им говоришь - они тут же выполняют.

Старпом Александр Парфенов добавляет:

- Тут дети очень рано взрослеют. Если мальчишка на равных во взрослом экипаже, то в повседневной жизни намного опережает своих сверстников. Помню, как-то в гонке «Кубок Байкала» мы опрокинулись. На борту были дети, и никто не растерялся. Тогда как раз была моя вахта. Мы Вову разбудили, вот он стоит, в трусах и в капитанской кепке. Смотрит вдаль, а берегов не видно. И говорит: «Парни, я сейчас что-нибудь придумаю!» А его 12-летний сын Егор замечает: «Папа, ты давай, что-нибудь быстрее придумывай!» Но яхта сама поднялась. А спинакер от тяжести «налипшей» на него воды лопнул. И вот такая картина: один капитан наверху, у штурвала, а команда с парусными иглами внизу, зашивает парус. Шить пришлось 46 метров швов. Но мы воли к победе не утратили и тот этап все равно выиграли.

- А все-таки, возвращясь к разговору о детях: в Иркутске есть куда пойти, если они пожелают заняться парусным спортом?

- В яхт-клубы «Исток» или «Иркут». Те, кто там занимается, выезжают на Байкал, возят туда яхту. Но детской школе требуется помощь. Потому что своего клуба у детишек нет, они занимаются на базе существующих «взрослых» клубов, «Иркут» и «Исток». Я много лет в федерации парусного спорта Иркутской области, и мы уже много лет просим городскую администрацию помочь. Много лет пытаемся решить вопрос, и ничего не выходит. Всем кажется, что мы хотим какую-то выгоду для себя. Пока детский парусный спорт поддерживают энтузиасты, бизнесмены, потому что у них или их друзей дети занимаются. Но это же стыдно: не иметь детской секции парусного спорта в Иркутске! А лучшее место для нее - в Солнечном, около ледокола «Ангара». И вроде бы власти не против. Но почему-то до сих пор конкретный вопрос не решен!

- Что же нужно, чтобы он решился?

- Нужно просто выделить территорию, чтобы туда поставить контейнеры, в которых будут находиться яхты. И все! Сейчас действуем так: есть маршрутка, которая возит детей из Солнечного в яхт- клуб «Исток», чтобы могли заниматься. А секция в клубе «Иркут» практически закрылась, двое-трое детей занимаются с тренером на своем энтузиазме…

Тема важная, и мы явно заговорились.

- Десять минут до старта, - прерывают нас.

Команда слушает инструкции капитана:

- Сначала ставим геную, потом спинакер, потом гинакер! Всем понятно?

Немножко понятно даже мне: это паруса так называются.

Вот обратный отсчет секунд… Старт открыт! Несколько радостных возгласов, и - понеслось:

- Все на левый борт! Ближе к носу! - командует капитан и пытается докричаться до соседней яхты: - Коля, я под тебя ныряю! Под тебя ныряю!..

Неведомый мне Коля дает добро, и мы обходим «Ласточку». Вообще, на старте надо быть предельно внимательными, за столкновения и ошибки могут дисквалифицировать в данной гонке.

В регате - пять гонок, она будет считаться состоявшейся, если пройдет не менее трех. Одна уже прошла утром, ее сократили из-за штиля. Когда нет ветра, маленьким лодкам легче маневрировать, а вот тяжелым приходится сложно. Но если подует, то, чем больше площадь парусов - тем скорее понесется яхта. «Фридом» относится к большим. Сейчас ветерок есть.

Почти вплотную подходим к пляжу Якоби. Погода жаркая, и там полно загорающих, которые с любопытством рассматривают яхты. Это вижу я, а команде некогда глазеть - ветер все усиливается. Мы уже отошли от пляжа, но, наверное, и там был слышен яростный крик капитана:

- Тут эта …!... разорвалась! На фаловую лебедку, быстро!!!

Я не понимаю, что разорвалось, но догадываюсь: все не очень хорошо. На полном серьезе прикидываю, как быстрее добыть мой рюкзак из каюты, и тут же думаю, как от него избавляться, если мы окажемся в воде. Где логика?..

Несколько минут отчаянной работы - и все в порядке. Оказалось, порвался шкот у генуи. Все решили считанные секунды: команда успела поймать и заменить порванные веревки.

Примерно тут я поняла, почему моряки считаются главными мастерами «крепкого словца». Для команды это что-то вроде красного сигнала опасности - что ситуация становится экстремальной.

- А так, в обычной жизни, мы все исключительно учителя и врачи, - заверяет старпом Александр Парфенов.

Погода - почти идеальная для гонок: солнечно, ветер хороший. Я и не заметила, как мы второй раз обогнули знак. Капитан прогнал всех на «нос», где мы в тени спинакера дождались финиша. Пока вторые!

- Всего за час управились, - радуется капитан, но я возражаю:

- Два с половиной.

- Да? - не стал спорить капитан. Очевидно, для него эти часы показались ему минутами.

Схожу на берег, а у команды - еще два дня соревнований. За короткие часы гонки экипаж как-то очень быстро становится своим. Слушаю прогноз и переживаю: как там мои ребята? Есть ли ветер?

В субботу ветер был, а вот в воскресенье его так и не дождались, и пятую гонку отменили. По итогам прошедших яхта «Фридом» заняла первое место в своем классе. Жаль, что я этого не видела. Ребята, возьмите меня с собой еще раз?..



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ