Операция "Ректор"

Не успело утихнуть возмущение задержкой регулярного авиарейса из Иркутска в Москву из-за Губернатора Дмитрия Мезенцева, как в областном центре разразился новый скандал. Министерство образования и науки Российской Федерации, несмотря на, практически, единогласное решение трудового коллектива и поддержку профильного регионального министерства, отказалось продлевать контракт с ректором Восточно-Сибирской государственной академии образования А.В.Гаврилюком.

По решению Минобрнауки, исполняющим обязанности ректора ВСГАО была назначена бывший проректор по международным связям Иркутского лингвистического университета Ю.Н.Маланина. Теперь преподаватели и студенты готовятся к уличным акциям протеста, чиновники пока публично сохраняют олимпийское спокойствие, а местные политики пытаются использовать эту ситуацию для набора дополнительных очков перед предстоящими предвыборными баталиями.

По поводу произошедшего в Академии образования «переворота» уже много сказано. Все желающие могут найти в интернете протоколы заседаний Ученого совета вуза, аудио-, видеозаписи соответствующих мероприятий, отклики неравнодушных граждан и т.п. Повторять написанное, еще раз «клеймить позором» 37-летнюю кандидата педагогических наук, ставшую символом беспринципных амбиций и произвола власти, не имеет смысла. Пытаться разобраться в предыстории взаимоотношений бывшего ректора с федеральными и региональными чиновниками также не слишком уж важно в данный момент.

Гораздо интересней понять, что означает такое, внешне немотивированное, решение федерального Министерства и какой смысл местным чиновникам и некоторым деятелям от образования участвовать в этой «грязной» игре.

ГРЯЗНЫЕ ИГРЫ

То, что игра «грязная», уже ни у кого не вызывает сомнения. Госпожа Маланина, даже не имея на руках подписанного с Минобрнауки РФ контракта, в первые же дни, особо не скрываясь, пыталась собрать информацию о собственности ВСГАО. Заметьте, ни вникнуть в учебный процесс незнакомого ей вуза, ни разобраться с вопросами начинающейся в эти дни приемной кампании, ни обсудить с руководством вуза свои планы и дальнейшие действия, у новоиспеченного и.о.ректора времени не хватило. А вот привести «своих» финансистов-оценщиков Юлия Николаевна поспешила уже чуть-ли не на второй день пребывания в должности.

Разумеется, такие действия нового руководителя еще больше усилили подозрения, что вся эта некрасивая история затеяна с банальной целью рейдерского захвата вуза с последующим распилом наиболее вкусных кусков собственности Академии.

Но тут возникает вопрос: неужели чиновники Министерства образования и науки Российской Федерации настолько мелочны, что польстились на собственность провинциального вуза или, по крайней мере, согласились способствовать местным рейдерам от власти в этой сомнительной операции?

Ну что вы! Граждане должны сохранять веру в неподкупность власти и высокие помыслы ее представителей, которые день и ночь думают, как сделать жизнь народа «лучше и веселей»! А если серьезно, то, действительно, умопомрачительные, по местным меркам, материальные активы ВСГАО, все же не соответствуют столичным масштабам. Тогда в чем же дело?

РЕФОРМА С ИРКУТСКИМ АКЦЕНТОМ

Одна из основных версий связывает происходящее с продолжающейся реформой высшего образования в России. Минобрнауки последовательно реализует идею сокращения количества вузов в стране. Иркутск, в котором более десятка высших учебных заведений, уже давно является раздражителем для федеральных чиновников.

И будем до конца честны: многие иркутские вузы за последние годы, потеряли ведущие позиции в сфере высшего образования, поэтому идея объединения вузов не так уж плоха. Более того, несколько месяцев назад Министерство признало положительным опыт организации восьми федеральных университетов и заявило о необходимости создания еще порядка 20-30 таких вузов в стране. Иркутск, по праву одного из старейших в Сибири центров образования, может и должен претендовать на организацию такого вуза. Вопрос только в том, на базе чего создавать будущий Восточно-Сибирский федеральный университет?

Заметим, что ответ на этот вопрос тесно увязан и со следующими особенностями местной ситуации. Руководство большинства крупнейших высших учебных заведений Иркутска – это люди, находящиеся на своих постах уже не первый десяток лет. Сейчас многие из них – «памятник самим себе». Они забронзовели, заматерели, и неспособны к каким-либо радикальным преобразованиям. Да и зачем им это? Каждый успешно «доит свою корову»...

Понятно, что сдвинуть с места этих патриархов молодым и «эффективным менеджерам» Минобрнауки не так просто. Нужны союзники в регионе, нужны формальные поводы и минимально законные основания.

СОЮЗНИЧКИ…

А.В.Гаврилюк и его Восточно-Сибирская государственная академия образования оказались первым пробным шаром Минобрнауки в Иркутске. Формальный повод подоспел вовремя: контракт ректора с Министерством закончился. Минимально законные основания вообще изначально заложены в российском законодательстве по формуле «закон – что дышло, как повернешь – так и вышло». Ну а союзники.... Союзники быстро нашлись: отдельные чиновники областного министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы, которые оказались тесно связанны с Иркутским лингвистическим университетом.

Но опять же, союзники, как правило, преследуют свои, далеко не идеалистические цели. Просто так, за идею, сейчас мало кто захочет таскать «каштаны из огня». Поэтому вполне логично предположить, что те, из местных чиновников и деятелей высшего образования, кто активно участвует в операции по смене руководства ВСГАО, уже имеют некие гарантии и свободу действий в отношении собственности вуза после того, как все закончится. Именно отсюда и возникла версия о рейдерском захвате ВСГАО, которая подтверждается топорными и наглыми действиями самих чиновников и их ставленников.

ПЕРСПЕКТИВА

Дальнейшее развитие событий, если ситуация не будет отыграна назад, может выглядеть следующим образом. После выборов нового ректора под давлением Министерства образования и науки РФ, будет инициировано слияние ВСГАО с Иркутским лингвистическим университетом. Разумеется, «рулить» этим процессом будет руководство ИГЛУ, при поддержке региональных и федеральных чиновников.

Затем, через некоторое время, один из самых успешных, судя по пиару, вузов Иркутска, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, присоединит к себе ВСГАО для превращения в полноценный классический университет, после чего сможет претендовать на статус федерального университета.

Кстати, именно отрицательное отношение А.В.Гаврилюка и его коллег к перспективе присоединения ВСГАО к ИрГТУ, и стало причиной отказа аттестационной комиссии Минобрнауки рекомендовать любого из трех кандидатов на пост ректора, выдвинутых коллективом Академии.

Зачем все это иркутскому Политеху – мнения расходятся. Некоторые считают, что все дело в непомерных амбициях нынешнего ректора НИ ИрГТУ И.М.Головных, который претендует на руководящую и направляющую роль в высшем образовании региона. Но, есть нюанс: ректор федерального университета – это федеральный чиновник высокого уровня, он назначается постановлением Председателя Правительства РФ. Нигде в России ни один ректор обычных вузов не перешел в руководители создаваемых федеральных университетов.

Другие «злые языки» утверждают, что новое качество Политеху сейчас просто необходимо безотносительно судьбы ректора. По прошествии года выяснилось, что вуз не может соответствовать званию Национального исследовательского университета. Не хватает реальных результатов инновационной и научной деятельности, по которым оценивается успешность сделанных государством вложений, не хватает партнеров-заказчиков разработок, существуют проблемы с качеством исследований. Чтобы избежать большого конфуза и запущен проект объединения большинства остальных иркутских вузов под крылом ИрГТУ с изменением его статуса на «федеральный университет».

И не будем забывать: на каждом этапе присоединения и слияния будут освобождаться лакомые куски собственности вузов, которые можно аккуратно и без шума приватизировать, получив тем самым вознаграждение за активное участие и поддержку процесса объединения.

Таким образом, здравая, и, в общем-то, рациональная идея объединения вузов вновь извращается ради меркантильных интересов узкой группы чиновников и их приближенных.

АЛЬТЕРНАТИВА

Оптимальная, с точки зрения эффективности и внутренней логики, конфигурация системы высшего образования в столице Восточной Сибири могла бы выглядеть следующим образом: Восточно-Сибирский федеральный университет, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, региональный Центр образования, отраслевые вузы.

Восточно-Сибирский федеральный университет логичнее всего создавать на базе Иркутского государственного университета, к которому могут быть присоединены некоторые высшие учебные заведения Иркутска и области. Богатейшая история вуза, существующие научные школы, связи с другими учебными и научными заведениями по всему миру позволяют организовать федеральный университет не на пустом месте и обеспечить преемственность поколений ученых и преподавателей.

Безусловно, сейчас ситуация в одном из старейших вузов Иркутска далеко не блестяща. Пассивная позиция руководства ИГУ по вопросу дальнейшего развития вуза постепенно ведет к деградации образования в этом учебном заведении. Но, точка невозврата еще не пройдена. В самом университете есть здоровые силы, которые способны к реализации новых идей и возрождению лучших традиций ИГУ. Просто нужна политическая воля и ясная цель, ради которой стоит работать.

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет все-таки должен подтвердить свой статус. В системе высшего образования России такие университеты – это отдельный класс вузов, призванных решать вполне конкретные задачи по модернизации, разработке и внедрению инноваций в экономику страны. ИрГТУ, теоретически и исторически связанный со многими предприятиями не только региона, но и остальной России, как нельзя лучше соответствует этому статусу. Другое дело, способен ли нынешний менеджмент вуза к такому прорыву – решать власти и экспертам.

Региональный Центр образования должен быть организован на базе той самой Восточно-Сибирской государственной академии образования. Еще в прошлом году Минобрнауки России объявило о программе создания региональных центров обучения на базе педагогических вузов. В таких центрах граждане смогут, помимо высшего педагогического, получить дополнительное, ускоренное образование, пройти переподготовку по ряду специальностей и т.п. Кстати, это направление заявлено Министерством, как отдельное, в рамках развития всей системы вузов. В связи с этим, опять же очень странно выглядят намеки отдельных чиновников Минобрнауки на необходимость присоединения ВСГАО к НИ ИрГТУ. Или руководство Национального исследовательского университета хочет еще и этим бизнесом заняться, а отдельные федеральные чиновники в этом оказались заинтересованы?

Разумеется, в системе высшего образования в Приангарье остаются отраслевые вузы (ИрГУПС, филиал Омской академии МВД и т.п.), судьба которых решается, в первую очередь, отраслевыми министерствами и ведомствами, для которых ведут подготовку специалистов данные учебные заведения.

Наконец, сугубо частные высшие учебные заведения также останутся, но их судьба будет целиком и полностью зависеть от позиции власти и престижности образования в государственных вузах.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ