Бизнес и власть. Есть контакт?

Государство второй год обещает населению бурное развитие бизнеса. Пока же бурным выглядит только пиар и рост предпринимательских амбиций у безработных сограждан. Почему обещанные изменения в пользу предпринимателей остаются только на бумаге, а выделенные на развитие деньги не дают экономического роста, «БП» приглашает обсудить всех, кто имеет реальные предложения. Сегодня мы беседуем с Алексеем МАШКОВИЧЕМ, выпускником Президентской программы подготовки кадров, основателем и руководителем компании «Доктор Авто».

– Алексей Александрович, действительно, почему государство финансирует мероприятия, а ощутимых изменений не видно?

– С одной стороны, нас, предпринимателей, никто не слушает, с другой – мы ничего не делаем, все разговоры на кухне заканчиваются. Тех, кто реально действует, единицы. Например, в Союзе менеджеров РБ Людмила Лумбунова делает очень много, организует разные нужные площадки. Периодически проводится Биржа контактов, где предприниматель может прийти и сразу задать все интересующие вопросы представителям контрольно-надзорных органов. Ему надо только вовремя прийти. Но и это делают немногие.

– Может, предприниматели просто боятся засветиться перед такими органами?

– Возможно, и боятся. Потому, что не готовы совместно отстаивать свои права. Этому нужно учиться. И нужно дополнительно информировать людей. В районах начинающие предприниматели не знают элементарных вещей, а агентство план не может выполнить (Агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий РБ – прим. авт.). Денег много, а освоить их не могут. И не потому, что желающих нет, просто получить субсидии – такая рутина.

Мы, когда субсидию брали, ждали полгода. Я даже звонил в агентство, и мне там сказали: «А вы кто такие и почему мы вам денег должны давать?» Система поддержки, мягко говоря, не совершенна. Я ничего не имею против сотрудников агентства, понимаю: они ограничены регламентами и нормативами. И всё же им надо более реально воспринимать действительность. Если предпринимателю нужны деньги сейчас, то они нужны именно сейчас, а не через полгода.

– В чём Вы видите недостатки существующей системы господдержки?

– Первый недостаток – дефицит информации. И говорить надо на доступном языке. Если это сельские жители, из которых делают фермеров, это один язык. Если, скажем, поддерживать консультирование – это другой уровень. У нас этого не учитывают.

В справочнике «Введение в бизнес», который выпустило агентство, настолько страшно всё описано. К примеру: «если вы решили заняться бизнесом, то будете работать 24 часа в сутки, вам придётся отказаться от семьи, и возможно, что у вас ничего не выйдет, попадёте в долги, вплоть до судебного преследования и тюрьмы». Представляю ощущения человека, который собрался вложить свои сбережения, рискнуть и тут нарвался на эту книжицу.

Там есть, например, такие предложения: можете стряпать дома пирожки и продавать. Бред! Чтобы «стряпать пирожки», нужно специальное помещение, оборудование, разрешение. В справочнике ещё много таких огрехов. Предлагаются отрасли, которых уже перебор, или те, на которые спроса нет.

Второе. Многие вещи можно и нужно поручить бизнесу. Проверка документов на выделение госсубсидий. Этим опять же занимаются люди, не имеющие знаний о реальном бизнесе. А пройдёт ли проект предварительный отбор – решают на основании правильно оформленных документов и установленных «индикаторов». В итоге на конкурс попадёт не то, что перспективно, а то, что прошло бюрократический контроль.

– Предприниматели любят ругать контрольно-надзорные органы. Как Вы считаете, если всё так плохо, то есть ли орудие противодействия их произволу?

– Когда мы открывали кафе на СТО для своих клиентов, я ходил полтора года с бумажками. Но больше, чем количество требований, поражает непрофессионализм работников, принимающих документы. Мы сдали все бумаги, и только через 2 месяца нам сообщили, что у нас вопиющее нарушение: нет отдельного туалета для работников. Ну неужели этого нельзя было сказать при приёмке документов? Мы потеряли эти 2 месяца, а потом ещё 4: пока сделали вход, заново оформили все документы на изменения в помещении и ждали решение СЭС. Сколько денег теряет предприниматель в таких случаях? Отсюда и негатив со стороны предпринимателей ко всем представителям власти.

Можно, конечно, написать жалобу начальнику на нерадивого специалиста, подать в суд на государственный орган за упущенную выгоду, наконец. Но все знают, что в нашем разнообразии законных требований обязательно найдётся то, что ты не выполнил или нарушил. И потому правды никто не ищет.

В чём-то предприниматели сами виноваты. У каждого в практике есть такие случаи. Пока есть проблема – её решают любым путём. Но как только проблема решена, то предприниматель «выдыхается» и старается не вспоминать об этом.

Мы не можем организоваться и выступить единогласно в защиту одной точки зрения. Тот же Козлов, со своей «Шальной ложкой». Никто ведь не вышел в его защиту, хотя все понимают, что не просто так он в этом месте решил построить своё кафе. Наверное, есть документы, подтверждающие право. Но его лишили этого права, а все молчат.

Причин, почему не решаются проблемы, много. Во-первых, госорганы, призванные помочь предпринимателям, состоят из людей, которые получают зарплату. Они не зарабатывают, они получают – независимо от результата. Зачем им что-то менять в системе предпринимательских проблем? Поэтому их эффективность оценивается (если вообще оценивается) количеством достигнутых индикаторов, «галочек». Желание изменять ситуацию как раз чревато лишением работы и стабильности.

По отчётам, за 2 года у нас количество бизнесменов выросло на 20%. В «БП» я читал, что в республике уже есть то количество предпринимателей, которое запланировали к 2012 году. Но реально работающих, прибыльных предприятий и предпринимателей у нас сколько? Раз-два и обчёлся. Думаю, что для развития предпринимательства нужно привлекать именно предпринимателей, как минимум – с ними советоваться.

В программе «Бизнес старт» могли бы спрашивать мнение тех, кто не первый год в бизнесе, есть ли перспективы у проекта. Сейчас среди судей проекта одни министры. Предварительную экспертизу бизнес-планов осуществляют чиновники, отвечающие не за эффективность, а за законность. В итоге – деньги уходят, а эффекта нет.

Ещё один объект бюджетного финансирования – бизнес-инкубатор. Огромные деньги вложены, есть все коммуникации, а стоит пустой, нет там предпринимателей. Если чиновнику вопрос задаёшь о таких бессмысленных формальностях, он отвечает, что всё сделал по закону.

– Что бы Вы могли предложить конкретного для повышения эффективности программ поддержки предпринимателей?

– В советское время очень популярно было рационализаторство. За это давали грамоты, премии, выдвигали рационализаторов на повышение. В наше время об этом не просто забыли, а перевернули всю идею с ног на голову. За попытки изменить алгоритм работы теперь не премируют, а наказывают. Раньше был журнал «Юный техник», в нем постоянно публиковались странички с изобретениями. Я читал, что японцы закупали эти журналы и вводили наши новации на своих заводах.

В компании Toyota на эту тему есть такой лозунг: «Каждый день – маленькая революция». Выражается это в мелочах, но приносит реальную прибыль. К примеру, на конвейере стоит рабочий, который ставит на готовую машину солнцезащитный козырёк и ещё некоторые пластиковые детали, выбирая нужную деталь из коробки в соответствии с моделью машины. Но периодически рабочий ошибочно ставит не ту деталь (не от этой модели). Контроль такая машина не проходит, её заворачивают на переоборудование. Это лишние траты.

Когда обнаружили эту проблему, родилась простейшая идея: предварительно все запчасти от каждой марки фасовать в отдельную коробку. Так, затратив небольшую сумму, буквально за неделю изменяется маленький сектор производства, что в конечном итоге значительно экономит крупные суммы для корпорации. Причём, что характерно, инициатива чаще всего исходит снизу – от звена, знающего проблему изнутри. Ещё один принцип – новацию быстро просчитывают, и если она рентабельна, внедряют тут же, в кратчайшие сроки. Для этого изобретателю не нужно проходить с бумажками десятки кабинетов. Руководство само заинтересовано в повышении эффективности.

Представьте себе, что у нас в правительстве чиновник придёт к руководителю и скажет: «Эту бумагу нужно направлять не в мой отдел, а сразу, скажем, главе поселения, который отвечает за решение данного вопроса». Будь это трижды верно, ему наверняка ответят так: «Ты перекладываешь бумажки справа налево? Вот и перекладывай. А когда начать слева направо – мы тебе сообщим».

У нас инициатива наказуема. И люди боятся нарушить технологический процесс, чтобы не стать тем «бракованным» винтиком, который «портит» весь механизм.

Я думаю, что это положение можно изменить на каждом отдельно взятом предприятии, в каждом отделе. Для этого просто нужно стимулировать новаторство. Хотя бы не обрубать инициативу, а прислушиваться и помогать идее реализоваться.

Елена Буерачная



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ