Сегодня Русская православная церковь отмечает обретение мощей святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского

Чудотворец Иннокентий, первый епископ Иркутский, родился в конце XVII века в Малороссии, в Черниговской губернии. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Ко времени окончания академии был пострижен в монахи с именем Иннокентий. По окончании академии, примерно в 1706-1708 годах, благочестивый инок был затребован в Москву на должность учителя и префекта в Славяно-греко-латинскую академию, а отсюда взят в Санкт-Петербург.

Появление образованного, благочестивого инока стало заметно на общем фоне подвизавшихся, и молодой монах скоро обратил на себя внимание императора Петра I. Государь утвердился в своем желании образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую, по плану царя, должен был возглавить епископ. 5 марта 1721 года в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония иеромонаха Иннокентия в епископы.

Владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в сопровождении двух иеромонахов, иеродиакона и пяти певчих с тремя служителями. Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Здесь миссии предстояло дожидаться решения пекинских чиновников о праве на въезд. Однако китайцы отказали владыке в разрешении на въезд.

Как говорится в иркутских летописях, "В этом подозревают интригу иезуитов, не желавшихдопустить епископа русскаго в Китай."

В ожидании новых указаний из Святейшего Синода епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Не получая жалования он содержал себя и свиту подаяниями доброхотов. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась.

Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири - Тобольск.

Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы.

В тот же год скончался император Петр I. Начальником миссии в Пекине был назначен архимандрит Антоний Платковский. Из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть Иннокентию самостоятельным епископом Иркутским и Нерченским. Этим решением была образована новая кафедра, и с преосвященного Иннокентия началось самостоятельное столование иркутских епископов.

Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Пастырь добрый не только руками трудился, но и на мгновение не оставлял главного дела - проповеди слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещенных бурят образовалось целое поселение Ясачное. Первый Иркутский епископ исходатайствовал из государевой казны содержание для своих преемников и средства на сооружение архиерейского дома. Им же были определены границы епархии.

В качестве противодействия печальному нравственному состоянию народа, он особенно заботился о русско-монгольской школе, основанной в 1724 году митрополитом Антонием. Точных сведений о его миссионерской деятельности не сохранилось, но Святая Церковь называет святителя Иннокентия «проповедником веры в монгольских языцех».

Заслуживает интерес обращение ко Христу святым Иннокентием ламы Лапсана, которому он доверил преподавание буддизма в русско-монгольской школе. Этот лама, по смерти святителя Иннокентия, принял крещение вместе со своим родом.

Благодаря трудам епископа Иннокентия был учрежден «архиерейский приказ», который следил за состоянием церковных приходов, центрами которых, естественно, были церкви. В 1733 году в юрисдикции Иркутской епархии состояло уже семьдесят два храма и восемь монастырей.

Он мирно почил 27 ноября 1731 года. В 1764, через 33 года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. В 1805 году 9 февраля по старому стилю (22 февраля по новому) мощи святителя были перенесены из пещеры в соборную церковь.

В этом году дата обретения мощей выпала на день Великого Поста, когда по Уставу Церкви не совершается Божественная литургия, поэтому празднование было перенесено на воскресенье 21 февраля, когда отмечался день Торжества Православия - окончание первой и самой трудной недели Великого поста.

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ