Итак, подведем предварительные итоги истерики, которую для краткости можно описать фразой "Хоронили Конституцию - порвали три баяна". В сухом остатке имеем проект федерального закона "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти", который президент внес в Госдуму.
Самое смешное - законопроект содержит не больше того, что Владимир Путин уже сказал 15 января: перераспределение полномочий и ответственности в сфере управления экономикой в пользу Госдумы и правительства, реверансы в сторону Совфеда, ужесточение контроля президента над судебной системой и формирование новых правил жизни для следующих поколений чиновников и политиков. И даже пресловутый Госсовет упомянут в документе, как и в послании президента, одной фразой, но с уточнением, что статус этого органа определяется отдельным федеральным законом.
Все это, как ни странно, логично, если вспомнить, что, по мнению многих экспертов, Путин ярый легалист. То есть, для него буква закона важнее его духа, а формулировки - лишь средство достижения цели формально легальными путями. Достаточно вспомнить его советы протестующим "Идите в суд!" или зацепку за одно единственное слово "подряд" в тексте всё той же Конституции.
Предложенные главой государства поправки к Основному закону практически безупречны с этой точки зрения. Исключение, пожалуй, составляет лишь пункт о действии международных договоров и соглашений только в той части, которая не противоречит Конституции РФ. Но и тут легалисты и примкнувшие к ним пропагандисты объяснят народу почему выплаты по решению ЕСПЧ в пользу обиженных государством россиян нарушают Конституцию. А может и не будут объяснять и мараться из-за нескольких тысяч евро. Приберегут этот пункт на случай более серьезных потерь. Например, на решение международного суда по МН-17...
Ну а по поводу Госсовета прогрессивная общественность и вовсе может быть спокойна. Составители поправок не решились покуситься на "святое", то есть на 1 и 2 главы Конституции. А значит и статус Госсовета, какие бы формулировки фигурировали в будущем законе, не будет выше статуса органов власти Российской Федерации, прописанных в статье 11 Основного закона.
Разумеется, Госсовету придадут какой-нибудь статусный блеск и пропишут соответствующие плюшки и понты для его членов. И, возможно, на какой-то период Госсовет станет-таки неформальным центром власти в стране. Но это все будет держаться лишь на авторитете руководителя и сохранится только на срок его полномочий, пусть даже пожизненных. А дальше, в этом случае, государство начнет, что называется, "колбасить" как в конце 80-х прошлого века. Закончилось это тогда той самой "геополитической катастрофой".
Фактически же предложенные Путиным изменения в Основной закон приведут к концентрации реальных властных полномочий в руках главы государства с максимальным размыванием ответственности за происходящее в стране на максимально широкий круг лиц, входящих в высшие органы власти.
Создается впечатление, что вся эта "спецоперация" затеяна ради формального обновления т.н. "элит" (отсутствие второго гражданства etc.) и формального же переформатирования власти без затрагивания её основ. Но именно эти формальности позволят адептам нынешнего главы государства заявить, что перераспределение полномочий фактически означает новый способ управления страной, а значит предыдущие сроки президентства Владимира Путина можно обнулить и вновь выдвинуть "наше всё" на высший государственный пост.
Есть еще масса вариантов развития событий после принятия поправок в Конституцию с сохранением так или иначе власти Владимира Путина. Но ни один из них, равно как и первый, не отвечают на вышедший сейчас на первый план вопрос: " А почему именно сейчас инициированы эти изменения?"
И тут возникает еще один вариант. Последний. Путин и правда может уйти. Навсегда. Но не сразу. Но красиво. А тут еще этот суд по МН-17...
Александр Перов