Более 250 млн рублей предусмотрено в областном бюджете на обновление автопарка службы «03». Новые кареты скорой помощи оснащены переносными дефибрилляторами, электрокардиографами и другим современным оборудованием. Еще одно новшество заключается в том, что финансирование этого вида услуг с 2013 года осуществляется за счет средств системы обязательного медицинского страхования.
Как рассказал заместитель министра здравоохранения Иркутской области Андрей Купцевич, на текущий момент в Прибайкалье насчитывается 57 станций скорой помощи, ежедневно работает более 900 медицинских бригад, в составе которых более 3 тыс. сотрудников. Ежегодно содержание службы «03» Прибайкалья обходится в более 1,2 млрд рублей. Более 250 млн рублей предусмотрено на обновление ее устаревшего автопарка. Финансирование этих мероприятий запланировано в рамках реализации двух областных программ «Совершенствование медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» и «Модернизация здравоохранения». Всего будет заменено порядка 200 машин. Они поступят во все муниципальные образования региона. Городская станция скорой медицинской помощи Иркутска уже получила 17 новых автомобилей, из них десять приобретены за счет средств бюджета города, еще 19 авто появятся там в ближайшее время. Все кареты службы «03» оснащены наркозным, дыхательным оборудованием, электрокардиографом, переносным дефибриллятором.
– Также за счет средств программы «Модернизация здравоохранения» 293 автомобиля скорой помощи будут оборудованы системой ГЛОНАСС. Закуплена специальная аппаратура для диспетчерских. В Иркутске локальная программа спутниковой диспетчеризации уже начала действовать. Она позволяет отслеживать нахождение той или иной кареты скорой помощи на карте города и соответственно более оперативно реагировать на вызовы, – уверен Андрей Купцевич.
Первый замдиректора Территориального фонда обязательного медицинского страхования Николай Абашин затронул еще один аспект. Раньше финансирование службы «03» осуществлялось только из бюджета, а теперь законодательство РФ предусматривает выделение ей средств из системы ОМС. При этом если у человека по какой-то причине нет медполиса, либо он является аттестованным сотрудником силового ведомства или военным, медобслуживание которых осуществляется не через фонды ОМС, то он также может вызвать скорую, а врачи не имеют права отказать ему в помощи.
– Для пациентов эти нововведения ничего не должны изменить. Следует отметить, что с 1993 года в стране поэтапно принимались решения, чтобы те или иные виды медицинских услуг постепенно переводились в систему ОМС. Поэтому это новшество должно положительно сказаться в вопросах координирования и экспертизы работы станций скорой помощи. При этом оплату услуг службы «03» решено осуществлять по душевому нормативу. Этот вариант более корректен, – считает Николай Абашин.
В свою очередь главный врач Городской станции скорой помощи Иркутска Андрей Ворожба подчеркнул, что его работникам приходится порой осуществлять несвойственные им функции, например, перевозить пациентов из одной больницы в другую. Сейчас, когда служба «03» войдет в систему ОМС, решать данный вопрос будет проще. Также, по мнению главврача, людям следует помнить о том, что оказание экстренной и неотложной медицинской помощи – это несколько разные виды медуслуг. В первом случае речь идет об опасности для жизни пациента, и приоритет должен отдаваться именно этой категории пациентов. Есть критерии, по которым медики определяют, действительно ли экстренный поступил вызов, или же пациенту достаточно обратиться в поликлинику за неотложной помощью.
– Определять это должны специалисты. Когда звонок поступает на станцию, они решают, к кому в первую очередь нужно направить бригаду врачей. Сейчас у нас есть специальные компьютерные программы. Диспетчер, задав по телефону несколько вопросов о состоянии больного, вводит данные в компьютер и получает результат. Для этого существует 224 компьютерных алгоритма, – пояснил Андрей Ворожба.
В настоящее время в Иркутской области на одну тысячу человек населения приходится 344 вызова скорой, что на 26 вызовов больше, чем предусмотрено нормативами по госгарантиям. По словам Андрея Ворожбы, сейчас иркутяне часто звонят по телефону «03» при неугрожающих жизни состояниях, например, когда некритически поднимается температура тела. Это, как заверил главврач ГССП, негативно сказывается на оперативности службы, да и те, кто действительно нуждается в экстренной госпитализации, могут не дождаться помощи. Сейчас речь идет о том, чтобы систематизировать работу станции не по очередности сообщений, а по приоритету.
– Мы осознаем, что порой дозвониться в поликлинику бывает сложно. И очевидно, что в Иркутской области нужно развивать систему оказания неотложной медицинской помощи в поликлиниках. Сейчас мы находимся на первом этапе ее становления. Тем не менее в поликлиниках 12 муниципалитетов региона уже открыто более 30 кабинетов, где оказывается неотложная медицинская помощь, – резюмировал Андрей Купцевич.