Председатель комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания Иркутской области Ольга Носенко рассказала о наиболее значимых законах, рассматриваемых членами комитета и принятых в ходе работы второго созыва областного парламента.
Большая работа на протяжении прошедших почти пяти лет проведена по совершенствованию закона «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Иркутской области». Закон был принят в декабре 2013 года и определил критерии очередности проведения капремонта, порядок подготовки и утверждения региональных программ и требования к ним, перечень работ, условия использования средств собственников, функции регионального оператора.
В дальнейшем при внесении изменений в этот закон был перенесен срок подготовки муниципальными образованиями проектов краткосрочных планов реализации закона на следующий календарный год с 1 июня на 1 сентября. Также установлен новый срок утверждения регионального плана – 1 октября. Отмечается, что срок, установленный ранее в законе, являлся крайне жестким, в течение которого нельзя должным образом обследовать общее имущество многоквартирных домов.
Кроме того, было закреплено право регионального оператора заключать с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или иной организацией, ведущей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ размера взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, его банковских реквизитов и адреса. Это позволило сэкономить бюджетные средства на распечатку квитанций и повысить собираемость платежей. В перечень работ капитального ремонта были включены также работы по восстановлению несущих строительных конструкций и инженерных сетей.
«Размер фонда капремонта составляет 4,7 млрд рублей, в программе числятся более 14,7 тыс. многоквартирных домов. Предстоит еще очень много работы, и важно, чтобы она была выполнено качество, а средства граждан освоены максимально эффективно, – отметила Ольга Носенко. – Сегодня многие вопросы остаются нерешенными, например, в программу были включены дома, износ которых составляет более 70%, но для их расселения и сноса требуется более 20 млрд рублей. Комитет продолжит держать эту тему на контроле».
Одним из значимых решений в коммунальной сфере стало принятие закона «О льготных тарифах в сфере водоснабжения и водоотведения». Как пояснила Ольга Носенко, законом были определены лица, имеющие право на льготы при установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее и холодное водоснабжение. Основанием для предоставления льгот определено превышение размера роста платы за горячее, холодное водоснабжение по муниципальному образованию Приангарья над установленным предельным индексом для соответствующего муниципалитета.
Особое внимание члены комитета уделили вопросам, касающимся управления и распоряжения областной собственностью. Так, внесенным по инициативе депутатов Эдуарда Дикунова и Владимира Чеботарева законом расширены полномочия парламентариев, и к полномочиям по законодательному регулированию и контролю за соблюдением порядка распоряжения собственностью было добавлено полномочие по установлению требований к сведениям, которые должны быть включены в ежегодный отчет Минимущества региона. Требования к сведениям были установлены в приложении к закону.
По мнению членов комитета, ранее в силу недостаточности включенных в отчет критериев отчет не позволяет достоверно оценить эффективность деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению собственностью. Например, в отчете наряду с доходами, получаемыми в ходе распоряжения собственностью, не были отражены расходы, которые несет областной бюджет на содержание собственности и т.д.
Много замечаний возникало по работе предприятий, акции которых находятся в областной государственной собственности. В связи с этим по инициативе депутатов Владимира Чеботарева, Сергея Бабкина, Эдуарда Дикунова и Николая Труфанова были приняты изменения в закон «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области», позволяющие включить в состав советов директоров хозяйственных обществ и депутатов Заксобрания, работающих на постоянной основе.
Также был принят закон «Об отдельных вопросах реализации промышленной политики в Иркутской области», который закрепил полномочия Законодательного Собрания по законодательному регулированию вопросов реализации промышленной политики в области и контролю за соблюдением и исполнением соответствующих законов, а также полномочия регионального правительства по установлению условий применения мер стимулирования для субъектов деятельности в сфере промышленности, а также условий для создания и развития индустриальных парков, промышленных кластеров на территории региона.
Неоднократно вносились изменения в закон «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», согласно которым исполнение данных государственных полномочий было поэтапно передано с муниципального уровня на областной. «Мы убеждены, что эти полномочия должны быть на уровне субъекта, неоднократно нам представлялись результаты проверок в муниципальных образованиях, в ходе которых выявлялись множественные нарушения.
Принятые изменения позволяют повысить эффективность лицензионного контроля розничной продажи алкоголя на территории Приангарья, повысить доходную часть областного бюджета за счет поступления госпошлины, а также сократить расходы областного бюджета в части предоставления соответствующих субвенций муниципальным образованиям», – заметила Ольга Носенко.
Постоянно на контроле депутатского корпуса находились вопросы, касающиеся формирования прогнозного плана приватизации областного государственного имущества, а кроме того, было проведено несколько круглых столов, правительственных часов и муниципальных часов в рамках сессий, выездных заседаний комитета по вопросам исполнения программ социально-экономического развития области, поддержки малого и среднего бизнеса, жилищной политики, развития коммунального хозяйства, строительства, транспортной доступности, дорожной деятельности и другого.