Кто управляет Иркутской областью: губернатор..., номенклатура?

Каждый скажет – губернатор. Я то же так думал, пока не стал сопоставлять факты. Анализируя хронологию событий, взаимосвязь заявлений и позиции губернатора занятой им в ангарском противостоянии по отношению к местным элитам, сильно удивился. Дмитрий Федорович оказался на редкость подвижным в принципиальных оценках одних и тех же событий. Является ли это следствием влияния на него местных руководителей, или это нежелание «варяга» рассориться с местными элитами, быть может это оторванность от реальных нужд и запросов жителей области?

Напомним некоторые детали. После трагической гибели Э.Есиповского в мае прошлого года, президент Дмитрий Медведев представил Законодательному Собранию региона кандидатуру нового губернатора-питерца Дмитрия Мезенцева. 8 июня 2009 года новый губернатор был наделен полномочиями.

В своем первом выступлении Дмитрий Федорович определил основные приоритеты и принципы, которыми будет руководствоваться на посту губернатора: «власть должна быть открытой, власть должна быть понятной. Готовя те или иные принципиальные решения, которые, так или иначе, касаются сотен тысяч людей, власть должна уверить этих людей в том, что она не ошибается».

Уже зимой, в ходе многотысячных акций протеста ангарчане предоставили возможность губернатору доказать делами справедливость своих собственных слов. Первое знакомство состоялось после 7 февраля, когда пятитысячный митинг ангарчан выдвинул свои требования. Уже 10 февраля губернатор приехал на автобусе вместе с ангарскими коммунистами, и лично преподал урок ангарским властям.

На встрече с главой города Л.Михайловым и мэром района А.Козловым глава региона сказал: «Я скажу своё мнение, не чиновничье, а человеческое, – заметил Дмитрий Мезенцев. – Если ситуация доведена до уровня разговора с властью через митинг, это значит, что власть и города, и района не уделила должного внимания проблемам и вопросам, которые люди задавали ранее. Допущена ошибка? Да, наверно, допущена...».

За прошлый год не выросла зарплата, не подешевели продукты. Власть обязан была подумать, не об экономической целесообразности тарифов, не о том, правильно ли они провели наценку и сколько раз сделали это, соответствует ли это закону? Не о том надо было думать. Прежде всего, власти надо ответить на главный вопрос: будет ли грядущее повышение по карману людям?

Очевидно, что сфера коммунальных услуг, это обязательные платежи, которые избежать нельзя и, по закону, если не платишь за квартиру – к тебе придут судебные приставы и вынесут с вещами на улицу, как уже случалось в России. Коммунальные платежи, это не хлеб и молоко, на которых можно экономить. Это вмененные оплаты, противостоять которым можно только коллективно.

Именно это послужило важнейшими причинами социального напряжения и главными требованиями ангарчан. Что же было сделано местной властью, что предстояло сделать? Что «забыли» сделать чиновники после визита губернатора? Упрек губернатора в адрес местных руководителей прозвучал, а был ли он услышан?

Тарифы ЖКХ

На следующий день, 11 февраля в горкоме состоялась встреча коммунистов с Л.Михайловым, а уже 12 февраля глава города подписал решение приостановить действие Постановления № 1926-г от 25.12.2009 г. "Об установлении размера платы за жилое помещение" на срок до 1 мая 2010 г. Горком партии КПРФ выразили удовлетворение первыми шагами главы города и первыми результатами протестных действий.

Однако в резолюции митингующих были и другие требования. Жители города предлагали провести переоценку нормативов потребления горячей и холодной воды, что позволило бы им существенно снизить затраты семейного бюджета. Очевидно, в период кризиса это справедливые требования, не услышать которые власть не имела права.

Для экспертной оценки и работы по этим требованиям была создана межведомственная группа (руководитель – первый зампред Юрий Параничев), которая в своих выводах определила, что нормативы на отопление завышены в Ангарске на 10 – 15%, горячее водоснабжение – на 20%, холодное водоснабжение – на 20 – 25 %. И приняла решение, до 1 апреля муниципалитет должен провести мониторинг реального потребления холодной и горячей воды. А уже на основании этих данных можно будет сделать необходимые расчеты.

9 марта Юрий Параничев заверил Сергея Бренюка, что большинство требований будут выполнены, единственная просьба не проводить никаких митингов. Потому 11 марта он и не состоялся.

24 марта на совещании в Ангарске, в присутствии губернатора, межведомственная комиссии, изучавшая вопрос с тарифами целый месяц подтвердила, что завышение имело место. Так же докладывала руководитель службы по тарифам Иркутской области Елена Иванова. Она сообщила, что ещё в марте 2009 года служба проверила законность постановления мэра Ангарска о тарифах на водоснабжение и водоотведение и сочла, что администрация превысила индекс предельно допустимого роста. Вместо того чтобы согласиться и снизить тарифы до допустимых значений, городская администрация подала в суд. Суд она проиграла, однако новые тарифы были введены в действие только 1 ноября 2009 года. Продолжительность нарушения законодательства составила 10 месяцев, и всё это время организации коммунального комплекса, в том числе МУП «Ангарский водоканал», получали с населения излишний доход. По данным службы тарифов, он составил 16153 тыс. рублей.

Между тем наступал новый, 2010 год и тарифы были пересмотрены снова. По словам Елены Ивановой, это стало ещё одним нарушением, потому что по закону тарифы не могут меняться чаще, чем один раз в год. На письмо службы по тарифам в адрес мэра города реакции не последовало, поэтому соответствующее обращение было направлено в прокуратуру.

«Создана рабочая группа по обоснованности тарифов, – взял ответное слово мэр Ангарска Леонид Михайлов. – Я принял решение обратиться в Думу города с инициативой уменьшить на 50% надбавку к тарифу на холодную воду». Кроме того, в Контрольно-счётную палату города направлено обращение о проведении внеплановой проверки деятельности Ангарского водоканала. Однако, по словам Юрия Параничева, с некоторых пор КСП Ангарска оказалась подотчётна мэру города, а не городской Думе, что накладывает некоторый отпечаток на её работу.

«Ситуация в Ангарске говорит о нежелании мэров идти к людям и слышать их. В медицине нет такого диагноза – атрофия социального слуха, а в общественной жизни Приангарья – есть. И этот диагноз поставили люди», – констатировал Дмитрий Мезенцев.

Слова губернатора так и остались лишь красивой метафорой. В сухом остатке после двух визитов руководителя региона, в город нефтяников, после четырех многотысячных митингов, двух больших собраний общественности что добились ангарчане? Глава города Леонид Михайлов приостановил действие своего же собственного Постановления, снизил «инвестиционную надбавку» на холодную воду в размере 12 рублей, решил проработать вопрос оборудования приборами учета ГВС и снизить тарифы на квартплату в отдельных (до 3 этажей и свыше 5) домах и всё...

А как же социальная глухота? Как же основной тарифный вопрос, съедающий львиную долю семейного бюджета? Никак. Похоже администрация области пришла к выводу, что смогла сделать все для себя возможное. Похоже, что политическая воля местных чиновников значительно пересилила областную. Уже все реже слышны голоса из серого дома областного Правительства, все сильней крепнет голос у местных чиновников. После митинга 18 апреля социальная глухота, как зараза переметнулась уже на областных чиновников.

По всей видимости, болезнь прогрессирует, и лечить ее придется хирургическими методами. Холодные компрессы больше не помогают при остром социальной глухате и слепоте. У ангарчан такая возможность представиться в октябре, когда действующая власть запроситься похозяйничать еще на пять лет. И от того, как решат ангарчане, будут зависеть и тарифы, и генплан города, и судьба двоевластия.

Дмитрий Надымов, коммунист



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ