Заслуженный изобретатель России рассказал, почему мы не Америка
Игорь Иванов является председателем Бурятского отделения Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Высокое звание заслуженного изобретателя он получил совсем недавно, соответствующий документ подписан несколько дней назад президентом РФ Дмитрием Медведевым. В Иркутской области и Забайкальском крае людей с таким званием вообще нет.
Студентам не нужно изобретательство
Мы встретились с заслуженным изобретателем России в маленькой комнате-аудитории в ВСГТУ, где он готовился к лекции. Оказывается, в ВСГТУ для студентов есть факультатив по изобретательству. Но, увы, интересующихся мало: в молодежной среде ныне царит иная система ценностей. Получив почетное звание, Игорь Иванов пребывает в отличном настроении, но на перспективы бурятского изобретательства смотрит пессимистично.
— У нас изобретатель воспринимается как чудак, который ходит с чертежами, что-то просит, суетится, все от него отмахиваются... Даже в кино, литературе его выводят как какого-то ущербного, придурковатого человека, — говорит Игорь Иванов.
Собственный двигатель Бурятии
Несмотря на это, люди что-то выдумывают, предлагают. Проблема даже не в нехватке неординарно мыслящих людей, а в том, что их идеи никому не нужны. Например, изобретатель с Левого берега предложил новую конструкцию колес для машин. Когда машина заходит в снег, она начинает буксовать. А диски с ребрами, расположенные сбоку, которые разработал этот человек, сразу фиксируются. Они даже испробовали это по снегу. Он получил патент, послал изобретение на ВАЗ.
— Они даже не стали рассматривать. Для них сейчас главное — выбить деньги из бюджета. Разработки им не нужны. И им выделяют миллиарды и миллиарды, — рассказывает Игорь Иванов.
Если нет потребности в изобретении, все усилия оказываются бесполезными. В Бурятии проводятся выставки изобретений. Но нет человека, которому они нужны. На выставках нет ни одного предпринимателя, промышленника — одни только изобретатели.
— Один житель Бурятии предложил двигатель внутреннего сгорания. Представляете! Ему выдали патент. Совсем не слабо! Да, он роторный, его сложно изготовить. Но патент — это признание того, что этот двигатель уникален! Собственный двигатель Бурятии! Боюсь только, судьба этого двигателя будет такой же, как у сотен других изобретений, — говорит Игорь Иванов.
Последнее изобретение самого Игоря Иванова касается так называемого напряженного железобетона — патент был получен в ноябре — тоже висит в вакууме. Речь идет о приборе, который измеряет, насколько потеряна прочность арматуры строительного объекта. Изобретатель обращается со своей разработкой в самые разные места, но результат нулевой.
Америка — страна изобретателей
Как говорит Игорь Иванов, в России со времен Петра I, когда было введено патентное право, зарегистрировано чуть больше 2 млн изобретений. В США — стране, появившейся всего около 200 лет назад, — уже 8 млн изобретений. В четыре раза больше. Вот отсюда и их превосходство, считает изобретатель.
Отдельные изобретения Иванова, как, например, машина для вязания сеток-габионов, воплощены в реальность. Каменные стенки, закрытые сеткой, можно увидеть в некоторых местах Улан-Удэ. Они подпирают осыпающиеся склоны, ими можно огораживать опасные участки, способов применения много. Но, допустим, шесть патентов по стрелковому оружию, имеющиеся у него, не находят использования. И изобретатель уже не верит, что стране нужны изобретения. Изобретает как-то по инерции. Дошло до того, что он содержит бурятское отделение ВОИР на свои средства.
"Энтузиаст. Зачем я это делаю?", — удивляется он сам себе. Обращался к республиканским чиновникам, которые иногда помогают общественным организациям, но ни разу ему не помогли.
— Я на лучшее не надеюсь. Будет еще хуже. Если есть идея, то надо уезжать хотя бы в европейскую часть России. Или вообще куда-нибудь в США. В Бурятии перспектив никаких точно нет, — сказал изобретатель в конце встречи.
Петр Санжиев,