Мина под «Байкальскую гавань»

Глава региона Вячеслав Наговицын периодически обращается к теме модернизации улан-удэнского аэропорта

На кону создание международного транспортно-логистического комплекса в столице Бурятии и будущего туристско-рекреационной зоны на Байкале. А попытки нынешних собственников - как аэропорта, так и авиакомпании «Бурятские авиалинии» - продать их с выгодой для себя пока безуспешны.

Более года авиакомпанией «ИрАэро» осуществляются возобновленные рейсы по маршруту Улан-Удэ – Иркутск - Красноярск – Новосибирск. Хотя ранее эта география полетов принадлежала бурятским авиаторам. С декабря 2009 года открыт авиарейс Улан-Удэ – Москва – Улан-Удэ авиакомпании «Якутия» совместно с московским аэропортом Внуково. Перевозит пассажиров «Боинг-737-700». Доходит до «смешного»: иркутская авиакомпания «ИрАэро» арендует самолет Ан-24 в Улан-Удэ у авиазавода, чтобы летать из Улан-Удэ в Иркутск, Новосибирск, а авиакомпания «Бурятские авиалинии» сдает в аренду свой Ан-24 без летного экипажа и технического персонала в Красноярск, т.к. «якобы» нет работы для самолета. Монгольская авиакомпания «Изнис айрвэйз», созданная в 2006 году, за три года освоила полеты на территории МНР и выходит на международные полеты. Компания получила разрешение на перевозку пассажиров на линии Улан-Батор – Улан-Удэ, хотя еще в 2001 году авиакомпания «Бурятские авиалинии» получила от Минтранса России статус назначенного перевозчика на линии Улан-Удэ - Улан-Батор.

В особую туристическую зону "Байкальская гавань", создающуюся в Бурятии за счет федеральных инвестиций, основной поток туристов должен пойти через столицу Улан-Удэ. Сейчас же основной поток туристов идет через Иркутск, откуда мелкие группы доставляются местными турфирмами в любую точку Байкала. Отсутствие каких-либо подвижек в создании международного транспортно-логистического комплекса в столице Бурятии ставит под угрозу будущее туристско-рекреационной зоны на Байкале.

В настоящее время следственное управление МВД РБ расследует странные сделки вокруг продажи бывших активов «Бурятских авиалиний», когда вдруг собственником акций авиакомпании и местных аэропортов стала кипрская компания Devakia Traiding Ltd. Спустя год аэропорт продают структурам, близким к «КрасЭйр». Затем следует еще одна перепродажа — австрийской Meinl Airports International за $24 млн. В итоге вследствие всех этих многочисленных перепродаж речь о реконструкции аэропорта и развитии авиакомпании не шла.

Во второй половине 2009 года в средствах массовой информации несколько раз прозвучала тема о проблемах авиации в республике, как стало возможным, что вслед за самолетами Ту-154 «улетели» из Бурятии и авиакомпания, и аэропорт. При этом в опубликованном в одной из газет коллективном письме на имя президента РБ явно ни с того ни с сего противопоставляют коллективу авиакомпании бывшее руководство авиапредприятия, необоснованно обвиняя их во всех грехах, перевернув все факты «с ног на голову». В то же время из этих публикаций явно видно, что и коллектив авиакомпании, и бывшее руководство едины в одном – надо с помощью правоохранительных органов до конца разобраться с хищением имущества почти всего авиационного комплекса.

Но кто-то за этими письмами и публикациями явно не хочет искать истинных виновников произошедшего, может быть, из-за боязни, может - из-за личной заинтересованности, и слишком торопятся без суда и следствия показать на мнимых виновников. Расчет здесь простой – завести в заблуждение общественность, правоохранительные органы, затянуть максимально время и довести ситуацию до окончательной остановки предприятия, выкачав из него максимум финансовых ресурсов. К примеру, как стало известно, в 2008 году со счетов авиакомпании ушли более 4 млн. рублей, которые были обналичены не в интересах компании в Москве.

Большие вопросы вызывает у коллектива практика сдачи в аренду воздушных судов за пределы республики через посредников. Неужели невозможно самим организовать собственные рейсы или же обойтись без посредников при сдаче самолетов? Кроме того, коллектив недоволен огромными зарплатами руководства, превышающими среднюю зарплату своих работников в десятки раз. При этом средняя зарплата составляет 5 — 6 тыс. рублей, а гендиректора — 70 тыс.

Авиакомпания сдает свои позиции по всем направлениям. Несмотря на благополучное докризисное время, руководство авиакомпании не сделало никаких шагов, усилий по обновлению парка воздушных судов, прекращено воздушное сообщение Улан-Удэ с Баунтовским районом республики, упущена уникальная возможность по беспошлинному ввозу воздушных судов вместимостью менее 50 мест.

В прошлом году авиаторы обратились к президенту и в правоохранительные органы: «… порой у нас создается впечатление, что авиация больше не нужна республике». Пора бы компетентным органам разобраться во всей этой неприглядной истории, чтобы авиакомпания вышла из тупика и занялась развитием авиации. А без этого функционирование «Байкальской гавани» просто невозможно.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ