Битва за комфорт

Ее можно выиграть, считает Александр Лоншаков, начальник Жилищной инспекции края

Эта государственная структура помогает нам добиваться правды в отношениях с управляющими компаниями и многочисленными поставщиками благ цивилизации. Отправляясь в затопленные подвалы, на мокрые чердаки и в замерзающие квартиры, инспекторы становятся не просто помощниками жильцов, но своеобразными воинами ЖКХ в борьбе за справедливость.

Реально ли бороться за комфорт и насколько успешной для потребителя услуг в условиях современной российской действительности становится эта битва — рассказал начальник Государственной жилищной инспекции Забайкальского края Александр Лоншаков.

— Александр Владимирович, в своем докладе об итогах работы инспекции в 2010-м году вы говорили, что в Забайкальском крае количество жалоб уменьшилось, по сравнению с 2009 годом. Да, наверное, где-то ситуация значительно улучшилась, раз вы делаете такие выводы. Но где-то, вероятно, остались болевые точки и застарелые проблемы?

— Да, проблемы были в поселке Атамановка Читинского района. От жителей Атамановки поступало много обращений, пик пришелся на начало 2010-го, когда еще не проводилась модернизация объектов теплоснабжения. В ноябре прошлого года ремонтники провели тепловой луч и подключили 19 домов, которые ранее снабжались теплом от котельной ТЦР. Сразу количество обращений снизилось, и, думаю, мы скоро сведем их к минимуму, когда наладится горячее водоснабжение.

В целом, по Читинскому району было в 2010-м 286 жалоб, в 2009-м — 217, увеличение на 32 процента. Выросло количество жалоб в Оловяннинском районе в 1,8 раза по сравнению с 2009-м. Возросло число обращений в Хилокском и Тунгокоченском районах. Это не только теплоснабжение. В поселке Вершино-Дарасунском, например, помимо прочего портит настроение людям неработающая система канализации.

В Оловяннинском районе зима на объектах Министерства обороны проходит удовлетворительно. Пока болевые точки — городское поселение Калангуйское и Золотореченское.

Не стоит, думаю, напоминать, что все эти проблемы возникают из-за тотального износа коммуникаций и жилого фонда. Прибавляет забот отсутствие грамотных руководителей и рабочих на предприятиях ЖКХ, постоянные нарушения трудовой дисциплины. Во многих уголках края проблемы отягчаются долгами за уголь и свет.

— А где же ситуация улучшилась?

- Несколько улучшилась она в краевом центре. Здесь количество жалоб уменьшилось на 9 процентов. Думаю, дала такой результат работа ОАО “ТГК-14”. В 2010-м компания провела в большем, чем обычно, объеме капитальный ремонт внутриквартальных и магистральных сетей, капитально отремонтировала теплосети в некоторых жилых домах. Хотя состояние остальных сетей такое, что ремонтов надо делать еще больше и чаще. Думаю, с реализацией программы компании в 2011-м году ситуация еще улучшится. Замечу, что “ТГК-14” будет устранять проблемы, учитывая наши замечания.

Добрую роль в том, что количество обращений уменьшилось, сыграл капремонт жилья по 185-ФЗ. За три года в крае было отремонтировано 1089 многоквартирных домов.

— На что чаще, по видам услуг, жалуются люди? Это зависит от времени года?

— Зимой люди жалуются на отсутствие тепла и горячей воды, хотя и летом, бывает, потребители негодуют на плохое горячее водоснабжение. В течение года бывают жалобы на водоснабжение, но их гораздо меньше. Зимой потребители услуг также страдают от промерзания стен, что часто бывает в панельных домах. С таяньем снега и дождями дают знать о себе дырявые кровли.

— Население в борьбе за свои ЖКХ-права зачастую пассивно. Не считаете ли вы, что процедура “добывания правды” и впрямь заволокичена? “Да и кто, простите, будет работать за меня и кормить мою семью, пока я пластаюсь по судам?” — так рассуждают жители.

— Согласен, как и с тем, что все вопросы должны решаться на стадии потребитель-поставщик. Ну, вы же им деньги платите, а не стороннему дяде. Есть нормативы и правила ремонта и содержания жилья, и если поинтересоваться этими нормативами, можно быстро добиться результата. А поставщикам услуг хочется сказать: раз не успеваете реагировать на заявки, надо увеличивать штат диспетчеров, количество ремонтных бригад, проводить планово-предупредительный ремонт, чтобы не допускать аварий. Тогда мы вовсе исключим эти досадные и неуправляемые отказы в работе объектов ЖКХ, которые стоят гораздо больше денег, нежели предупредительные ремонты.

Что же касается собственников, то они должны быть сплоченными. Да, у кого-то работа, семья, но наверняка в доме найдутся жители посвободнее, которые могут стать старшими по дому или по подъезду. Создайте костяк таких активистов и смело действуйте. Что-то не понятно в законодательстве, Жилинспекция помогает и консультирует бесплатно.

— Людей зачастую останавливает время рассмотрения заявок и жалоб…

— Мы реагируем на любую жалобу. Все равно придем и проверим. Можно усилиями старших по подъездам написать обращения, собрать подписи, заявки, на которые не откликнулся коммунальщик, и отнести нам. Чем больше и чаще вы обращаетесь, тем лучше.

— Слышала, что вышел Федеральный Закон (№ 294), который защищает юридических лиц от лишних проверок, в том числе и Жилинспекцией. Теперь к управляющим компаниям так просто не подступишься?

— Подступиться можно, просто законом определен порядок проверок. Сейчас от Жилищной инспекции требуются некоторые действия по отношению к предприятиям ЖКХ: известить, предупредить. Поэтому мы просим, чтобы население, помимо устных, давало письменные жалобы в коммунальные службы и к нам.

Если, как говорится, не ремонтируют водо- или теплоснабжение, можно заявление нам отнести или оставить сообщение на нашем сайте, по факсу отправить. Ни одно из них не останется без внимания.

— Почему еще туго действует механизм по устранению заявок, просто в государстве слишком мягкие меры наказания недобросовестных поставщиков?

— Меры жесткие, и коммунальщики, стараясь их избежать, все же замечают наши предписания. В противном случае будет составлен протокол об административной ответственности и назначен довольно приличный штраф. Должностное лицо обеднеет на 4-5 тысяч рублей, а организация, где трудится это лицо, — на 40-50 тысяч рублей. Теперь представьте, что таких протоколов пять-шесть. И если коммунальщики своевременно не заплатят штраф, то можно направить протокол в мировой суд, который взыщет уже 80 000, то есть в двойном размере.

Да, “коммуналка” в России ветхая. Но коль вы взялись за ЖКХ, трудитесь, а не только зарабатывайте, решайте вместе с собственниками, которые вас наняли на работу, как улучшить ситуацию. По сути, от коммунальщиков зависит не только климат в домах, но здоровье и жизнь граждан. Плата растет, логично, что и качество услуг должно расти.

— Бывают ли обращения от граждан в Жилинспекцию, когда приходится защищать потребителей от их соседей?

— Да, бывали жалобы, что, мол, кто-то держит много собак, кошек. Приходится разруливать, привлекать сотрудников милиции, объяснять гражданам, что есть определенные санитарные правила содержания домашних животных.

Часто выезжаем на обращения о подтоплении соседями квартир. Тут и вовсе иногда нешуточные ссоры происходят.

Да, в жилищно-коммунальном хозяйстве много проблем. Пока не прописана в законодательстве эксплуатация нежилых помещений — офисы, магазины, которые сейчас в большом количестве занимают первые этажи. Там владельцы делают неразрешенные перепланировки и перекрывают доступ к вентилям, от которых зависит жизнедеятельность дома.

— Что, напоследок, пожелаете жильцам?

— Правды в ЖКХ можно добиться, надо знать, куда обращаться. Хочу пожелать сплоченности, активности, усердия. А Жилищная инспекция вам в этом поможет. Работы, конечно, у нас хватает, но она творческая. Радует, когда люди звонят и благодарят, но самое главное для нас, когда граждане получают, наконец, качественные услуги.

Вдовяк Виолетта



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ