У него сразу несколько сфер ответственности – одна беспокойнее и интереснее другой, поэтому, в преддверии 65-летия ему есть чем гордиться. Ведь Иркутский областной музыкальный театр им. Н.М. Загурского, художественным руководителем и директором которого он является, пользуется заслуженной любовью не только зрителей Приангарья, но и тех городов России, куда ежегодно ездит на гастроли. Славную историю имеет и региональное отделение Союза театральных деятелей, где он председательствует. И наконец, международный музыкальный фестиваль «Звезды на Байкале», в организации которого он участвует, известен на весь мир. О жизни, работе и планах накануне юбилея Владимир Шагин рассказал газете «Областная».
– Владимир Константинович, наверное, вы вряд ли думали в детстве, что станете директором театра?
– Конечно, нет. Я не тяготел к директорству, но так сложилось, что, придя на работу в Иркутский музыкальный театр в 1980-е годы, я начал работать с прекрасным человеком и замечательным руководителем Дмитрием Валентиновичем Скоробеговым. У него богатый опыт работы в театре, он и сам бывший актер, и я очень многому у него научился. Именно он показал мне, насколько такая работа может быть творческой. Он и сейчас трудится у нас и до сих пор консультирует меня по многим вопросам.
– Значит, вы тяготели к творчеству?
– Я постоянно занимался в художественной самодеятельности – и когда учился в Иркутском индустриальном техникуме, и когда служил в армии. Долгое время сам работал на сцене. Потом, в начале 1970-х, возглавил работу по концертной деятельности в Иркутской областной филармонии, сначала был ведущим концертов камерных исполнителей, которых тогда было очень много. Но однажды к нам приехал работать югославский коллектив без ведущего и меня попросили провести выступление. С тех пор я долгое время вел концерты зарубежных исполнителей и даже выезжал с некоторыми коллективами в другие города области и России, например, в Хабаровск и Новосибирск. Тогда вообще вся система гастролей отличалась от современного шоу-бизнеса, была цензура и другие сложности. Это сейчас, если ты делаешь сборы – значит, работаешь, не делаешь – сидишь дома.
– И все-таки чего у вас больше – творческого или административного начала?
– Наверное, административного начала, хотя и без творчества никуда, я ведь не только директор, но и художественный руководитель. И не без гордости могу сказать, что театр находится на хорошем творческом уровне. В последние годы мы сделали много спектаклей, которые пользуются огромным успехом у зрителей. И не только у иркутян, ведь когда мы приезжаем на гастроли, нас встречают холодно, но провожают горячо. А на нашем сайте остаются многочисленные просьбы приехать еще раз. На самом деле, на любом предприятии за все отвечает руководитель. И если главный режиссер – это профессия, которая требует специального образования и подготовки, то художественное руководство вполне может быть в компетенции директора. Ведь он и так несет ответственность за то, чтобы залы не были пустыми, а зрителям нравились спектакли.
– Но подобрать достойный репертуар для театра тоже не просто.
– Да, но нам это, судя по всему, удается. Например, совсем недавно мы поставили оперу «Евгений Онегин». Раньше театр не единожды обращался к оперному жанру, но сам коллектив не был полностью к нему готов. А здесь звезды сложились – мы угадали с режиссером и составом исполнителей, и сейчас эта постановка пользуется огромным спросом у иркутских слушателей. Может быть, все дело в том, что люди истосковались по классике? Ведь наше телевидение сконцентрировано на шоу-бизнесе. Я, конечно, понимаю, что это приносит деньги, но помимо финансовой стороны, мы должны думать о духовном.
– А сам вы какую музыку любите слушать?
– Если быть до конца откровенным, то я люблю песни советских композиторов. Это мелодичная, душевная музыка, с хорошим жизнеутверждающим смыслом. Сейчас эстрада пустая, все это песни-однодневки. Обратите внимание, что сегодня за праздничным столом поются не современные, а старые песни.
– Какие проблемы есть сегодня у театра, у труппы?
– Во всех региональных театрах есть проблема с артистами и музыкантами. Сейчас нет такого голода на режиссеров и на авторов пьес – есть что и кому ставить. Зато многие выпускники театральных вузов едут в Москву, ищут там любую работу. И сложно их за это осуждать, ведь в столице можно попасть на съемки фильма и стать популярным. Региональные же театры варятся в собственном соку, у многих не такая активная гастрольная деятельность. Поэтому я считаю, что провинциальные театры нуждаются в большей государственной поддержке.
– Расскажите, что ждет Иркутский музыкальный театр в новом году?
– Сейчас начинается реконструкция театра – фойе и гардероба. Она не касается гримерных и всех рабочих помещений, ведь они маленькие, и расширяться нам пока некуда. Но благодаря тому, что туалеты и гардероб мы опустим вниз, можно будет расширить фойе. Кроме того, появится отдельное помещение, где дамы смогут переодеваться в вечерние платья, сменить обувь и привести себя в порядок. Внизу также будет оборудована курительная комната. Мы планируем завершить реконструкцию к 15 августа.
– Скажите, вы уже начали готовиться к фестивалю «Звезды на Байкале»?
– Да, конечно. Сейчас Денис Мацуев подбирает коллективы и исполнителей, которые выступят в Иркутске в юбилейный для города год, и это будет, как всегда, незабываемо. Кстати, в этом году мы выиграли грант губернатора на приобретение разборной сцены, на которой сможет разместиться симфонический оркестр, и, наверное, сбудется наша мечта – сыграть в музее «Тальцы» под открытым небом. Кроме того, к сентябрю мы приобретем большой плазменный экран, чтобы транслировать концерты на театральную площадь. Ведь она будет благоустроена, когда начнется строительство мостового перехода в «Иркутскую слободу». Кстати, в здании, где будет располагаться дирекция фестиваля «Звезды на Байкале», уже заливают фундамент.
– Расскажите о ваших постановочных планах.
– Наш коллектив готов к постановке спектаклей различного уровня. Сегодня многие хорошие режиссеры и авторы хотят работать с нашей труппой, ведь артисты очень серьезно относятся к рабочему процессу, и результат получается достойным. В ближайшее время мы поставим рок-балет «Кармен», спектакль «Багдадский вор» и постановку на музыку Александра Журбина «Цезарь и Клеопатра». Этот спектакль был поставлен в Московском театре оперетты, правда, когда композитор увидел результат, то запретил его играть. Но нам он разрешил ставить и выразил уверенность, что мы справимся. В этом году наша актриса Ирина Мякишева заканчивает режиссерский факультет Ленинградского театрального института и в качестве дипломной работы поставит «Сорочинскую ярмарку». Думаю, это будет интересная работа, потому что Ирина способный человек. Кроме того, в Иркутском театральном училище для нас готовится курс, конечно, не все смогут прийти в театр, но там тоже есть талантливые ребята.
– Владимир Константинович, у вас беспокойное хозяйство, много забот. Не жалеете, что так сложилась жизнь?
– Нисколько. На самом деле в театре правит не директор, а его величество актер, от него зависит все. Конечно, плохо, когда артист это осознает и перестает учиться, но это не про наш коллектив. Задача директора – сделать все, чтобы артист мог творить на сцене. Если у меня это получается, то я счастлив. Ведь любой человек чувствует себя счастливым, если знает, что приносит пользу.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Алексей Головщиков