С 1 января 2011 года вступил в силу новый федеральный закон об обязательном медицинском страховании, который еще в процессе обсуждения вызвал единодушное неприятие со стороны профессиональных объединений врачей, общественных организаций пациентов и страховщиков. О том, как будет работать новый закон, рассказал в ходе недавней пресс-конференции исполнительный директор Иркутского территориального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) Сергей Шойко.
Одна из новаций, которая кардинальным образом изменит характер отношений между страховыми компаниями, фондами ОМС и гражданами, такова. Если раньше страховые компании строили отношения с работодателями и каждый работник получал свою медицинскую страховку в отделе кадров или на рабочем месте, то теперь страховым компаниям придется рекламировать свои услуги для каждого гражданина в отдельности. Правда, выбор ограничен: жители Иркутской области могут уже с 1 января 2011 года заключить договор с любой компанией, которая числится в списке, размещенном на сайте Иркутского территориального фонда обязательного медицинского страхования. Таковых компаний семь. Начало массовой кампании по замене полисов назначено на май, а завершиться она должна в ноябре 2011 года — до этого срока всех жителей области должны обслуживать по тем полисам, которые имеются на руках сейчас.
Признаться, именно в этом месте появились сомнения в качестве нового закона. Во-первых, граждане Российской Федерации неоднократно доказывали, что многие из них произошли не от обезьян, а прямо от Буратино, и с удовольствием прогуляются на любое поле чудес, куда их поведет хоть лиса Алиса, а хоть и уже судимый за мошенничество Сергей Мавроди. Вероятность того, что граждане выберут не умом, а каким-то другим органом (особенно с учетом того, что выбирать они будут первый раз в жизни, плохо представляя, на какие качества страховой компании нужно обратить внимание в первую очередь), представляется очень высокой.
Во-вторых, Сергей Шойко сильно польстил жителям Иркутской области, предположив, что каждый из них имеет компьютер с выходом в Интернет, и еще больше польстил их технической грамотности, предположив, что каждый из нас без труда отыщет сайт его фонда, а на этом сайте — заветный список.
В-третьих, авторы закона сильно преувеличивают возможности страховых компаний к приему граждан: заменить в течение полугода 2,5 млн полисов без диких очередей и огромных потерь рабочего времени явно нереально. С особой настороженностью к процедуре замены полисов должны отнестись жители отдаленных районов и труднодоступных населенных пунктов: что-то подсказывает, что офисов страховых компаний в некоторых из них просто нет, а это значит, что придется ехать как минимум в районный центр. Во что это выльется в масштабах страны — и предположить трудно.
Ну и в-четвертых: несмотря на то, что фонды ОМС борются с медицинскими учреждениями, отказавшимися обслуживать граждан без полиса, эксцессы — в том числе с летальным исходом — случаются до сих пор, и новых в период смены систем явно не избежать. К тому же если речь шла о придании системе медицинского страхования более рыночного характера, то система проведения конкурсов на страхование неработающего населения убивает эту «рыночность» на корню — неработающего населения явно больше, а права выбирать компанию неработающие граждане лишены.
Семен Полоцкий