Пока молчит общество
По итогам 2010 года в Забайкальском крае наиболее подверженной коррупционным явлениям остается сфера образования, где выявлено самое большое количество коррупционных преступлений. Сотрудники правоохранительных органов также выделяют такие отрасли экономики, как: финансово-кредитная система, потребительский рынок, лесопромышленный комплекс и сферу здравоохранения. В то же время в администрацию губернатора Забайкальского края не поступило ни одного обращения граждан или общественных организаций о фактах коррупции в исполнительных органах государственной власти региона.
О некоторых итогах работы в 2010 году Межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при губернаторе Забайкальского края рассказал заместитель председателя совета, вице-премьер правительства Забайкальского края Геннадий ЧУПИН.
Не дублировать, а сплотить
— Геннадий Петрович, минувший год был достаточно насыщенным с точки зрения заявлений первых лиц нашей страны — так Дмитрий Медведев пригрозил увольнять губернаторов, не борющихся с коррупцией, о необходимости “чистить” законодательство и жестко наказывать недобросовестных чиновников говорил Владимир Путин. В чем специфика Межведомственного совета?
— Мы ведем свою работу таким образом, чтобы не дублировать каких-либо функций государственных органов, общественных организаций, а напротив, сплотиться в борьбе с этим явлением, потому что оно — комплексное, и существует не только с точки зрения госаппарата, но и с точки зрения запросов в обществе. Совет проходит один раз в квартал. Мы заслушиваем определенный орган власти, имеем возможность оценить со всех сторон и обсудить представленный опыт, взять на вооружение некоторые моменты.
— То есть совет — это орган непрямого действия?
— Это совещательно-рекомендательный орган, но с другой стороны, мы же прекрасно понимаем, что губернатор — высшее должностное лицо в регионе, он отвечает за общее положение дел, в том числе и в области правопорядка. И конечно, совет дает возможность выработать общие решения, а самое главное — претворить их в жизнь, независимо от ведомственной подчиненности тех или иных органов.
В 2010 году прошло четыре заседания. На февральском акцент был сделан на преступлениях коррупционной направленности в сфере образования, в частности, мы обсуждали прицельно механизмы контроля за реализацией нацпроекта “Образование”, эффективность предпринимаемых в этом направлении мер. В июне рассмотрены итоги работы по мониторингу цен госзакупок, обсуждена концепция создания многофункционального центра на базе “Забайкальского БТИ”. В сентябре заседание Совета было посвящено работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих, урегулированию конфликта интересов. Также мы обсудили реализацию антикоррупционной политики на территории Улетовского района. В четвертом квартале Совет заседал 22 декабря, мы “переместились” на территорию Агинского района, дали оценку работы органов прокуратуры, правоохранительных и контролирующих органов в свете Национального плана противодействия коррупции.
Если говорить о коррупционных проявлениях именно в органах государственной или муниципальной власти, то мы не ставим основной задачей поймать человека за руку и выгнать его с работы. Нужно сделать так, чтобы деятельность госчиновников максимально снижала сами по себе коррупционные риски, то есть, не было возможности совершать корыстные действия в своих интересах, не нарушая действующих норм. Во-вторых, само по себе поведение чиновника и на службе и в быту должно быть определенным “индикатором” для определения, на какие доходы он живет.
— Что говорит статистика?
— Пока мы располагаем предварительными цифрами, определяющими показатели работы нескольких служб и ведомств в 2010 году. Проводятся необходимые уточнения, и я думаю, уже на следующем заседании Совета по противодействию коррупции официальные данные станут достоянием общественности в полном объеме.
По информации, которую мы получили буквально во вторник, правоохранительными органами края в 2010 году выявлено 304 преступления коррупционной направленности. Для сравнения: в 2009 году — 451.
Если говорить о конкретных статьях Уголовного кодекса РФ, то выявлено 70 преступлений, связанных со злоупотреблениями служебными полномочиями, в 2009 году — 78. Уменьшилось число уголовных дел, возбужденных по ст. 290 УК РФ (получение взятки) — 75 в 2009 году и 56 — в 2010-м. В общей структуре по-прежнему небольшой удельный вес имеют преступления, связанные с коммерческим подкупом — 5 дел в 2010 году против 4-х в 2009-ом. В прошлом году в крае возбуждено 51 уголовное дело по преступлениям, связанным с хищением бюджетных средств государственными и муниципальными служащими путем мошенничества, присвоения или растраты. За 2009 год, для сравнения, это 69 уголовных дел.
— Не могу не вспомнить анекдот: “Отчитываются пожарные: “В этом году мы потушили 100 пожаров! В следующем обязуемся потушить в два раза больше!” Геннадий Петрович, насколько адекватна статистика, фиксирующая снижение числа выявленных экономических, в том числе коррупционных, преступлений?
— Конечно, статистика хороша тогда, когда она отражает реальное положение дел. Я здесь с вами согласен, что она может быть и не показательна. Но в данном случае я не считаю, что правоохранительные органы строят свою работу так, чтобы больше поставить галочек. Или, напротив, меньше.
Статистика адекватна, потому что она проверяется органами прокуратуры и вносится должностными лицами, которые несут за это ответственность. Иной вопрос — достаточна ли она для нашего региона? Я думаю, что в принципе, это нормальное положение дел. По итогам 2009 года до суда дошло каждое третье дело. Одновременно стоит отметить, что ряд коррупционных уголовных дел объединяются в одно производство, что, естественно, меняет статистику.
По данным прокуратуры, в прошлом году следователями СУ СКП, УВД, УФСБ в суд для рассмотрения по существу направлено 71 уголовное дело по обвинению в коррупционных преступлениях 78 лиц.
Системный подход
— Геннадий Петрович, в крае действует целевая программа “Противодействие коррупции на 2009-2011 гг.”. Почем она для бюджета?
— Эта программа не имеет цены, потому что разработана как система действий государственных органов. Ее финансирование происходит за счет смет и тех лимитов бюджетных назначений, которые имеет каждый государственный орган.
Чтобы было понятней — программой предусмотрено проведение “антикоррупционной” экспертизы нормативно-правовых актов, и в 2010 году соответствующим отделом государственно-правового управления губернатора проведена экспертиза 79 краевых законов, 10 проектов постановлений Законодательного Собрания, 27 проектов постановлений губернатора, 399 проектов постановлений Правительства края. То есть, определенные обязанности были возложены на уже действующий, работающий отдел. Расширились полномочия. Аналогичная работа проводится всеми органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Следующий шаг — создание в крае Департамента государственных закупок для максимального снижения коррупционных рисков в процессе размещения госзаказов. Совокупная экономия бюджетных средств составила почти 90 с половиной млн. рублей или около 7% от запланированных расходов. Разработан и принят закон “Об управлении и распоряжении государственной собственностью Забайкальского края” — это также программное мероприятие.
— Что представляет собой система борьбы с коррупцией, созданная в Забайкальском крае?
— Перечисленные мной мероприятия программы — это часть системы. Кроме того, противодействию коррупции в исполнительных органах государственной власти, на наш взгляд, будет способствовать стандартизация и регламентация государственных услуг. Если очень просто, то сейчас у нас все виды государственной деятельности разделены на государственные услуги и государственные функции. И каждая из этих услуг или функций прописывается в виде конкретного документа — административного регламента. В этом процедурном документе четко регламентирован порядок, условия и действия чиновника по оказанию той или иной услуги. Документ содержит стандарт — это то, что должен получить гражданин или юрлицо в виде госуслуги. Прописывается целый ряд моментов — в каком помещении предоставляется услуга, сколько максимально времени заявитель может простоять в очереди, платность оказания услуги, исчерпывающий перечень документов для ее получения, основания отказа в предоставлении услуги, возможность обжалования и так далее. Это — полный алгоритм действий со стороны чиновника. Когда действия жестко регламентированы, и человек знает, что обязан совершить, заявителю гораздо проще реализовать свои права и нам проще дать оценку действиям чиновника.
- Приведите, пожалуйста, примеры.
— 3 ноября постановлением Правительства Забайкальского края был утвержден административный регламент Государственной ветеринарной службы Забайкальского края по регистрации специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью. Четко определены специалисты, последовательность их действий, перечень необходимых документов. А это, в свою очередь, позволило существенно снизить сроки регистрации — в 10 раз по сравнению с теми, что определены федеральным законодательством, время приема документов и ожидания в очереди по регламенту не должно превышать 20 минут.
Как известно, любой закон лучше самого хорошего беззакония. Регламенты — это документы, но не те, что где-то лежат под стеклом. Они, в частности, размещаются на официальном портале государственных услуг. В разработке регламента могут принимать участие получатели этих услуг — руководитель органа власти размещает на портале проект и есть возможность проведения “общественной экспертизы”. Перед государственной экспертизой регламента рассматриваются все поступившие замечания и предложения.
В крае должно появиться примерно 2000 таких регламентов. Пока разработано 105, а приняты, то есть прошли все стадии, 40. Несмотря на серьезные объемы, мы надеемся закончить такую работу в ближайшее полугодие.
Один из важнейших элементов системы — это работа с госчиновниками. Развитие конкурсной формы принятия на работу. Создание списка коррупционных должностей — в нем четко перечислены те должности, которые приближены к распределению финансовых средств, контроля и надзора. Нам нужно отчитываться о доходах, представлять сведения об имуществе всех членов семьи, в том числе несовершеннолетних детей. У некоторых создается иллюзия, что чиновник отчитался и на этом все окончено. Отнюдь. Отчитался, затем все это проверяется, и если выявляется несоответствие декларации, то человек увольняется с работы. Такую возможность дает краевой закон о госслужбе. Мы имеем хорошие, конструктивные отношения с налоговой инспекцией, с правоохранительными органами, если выявляются случаи участия госчиновника в предпринимательской деятельности, также следует его увольнение.
Принят “Кодекс этического поведения государственных служащих Забайкальского края”. Мы в нем постарались прописать максимально принципы, на которых должен основываться чиновник, и конечно, правила поведения, если к нему обращаются с предложениями коррупционной направленности.
— Любопытен алгоритм — вот я к вам пришла, говорю: “Геннадий Петрович, так мне ваша помощь нужна! Давайте я вам денег дам?!” Что вы в таком случае делаете? Берете деньги, перенаправляете меня, сразу отправляете домой или у вас тревожная кнопка под креслом?..
— Встреча откладывается. В обязательном порядке ставится в известность руководитель. Далее, я думаю, алгоритм будет такой — руководитель примет решение о связи с правоохранительными органами и при следующей встрече вы будете уличены в совершении преступления — подкупа чиновника. А в самом начале, перенося нашу встречу, я вас, конечно, обнадежу, но без подстрекательства и провокаций.
— Можно ли считать элементом системы “ящики гласности”, установленные по рекомендации губернатора края в зданиях администраций муниципалитетов?
— Если честно сказать, это больше элемент-требование закона, и серьезного места в системе по противодействию коррупции этим ящикам не отводится. У нас работает “горячая линия”, мы готовы к получению любой корреспонденции, но подобные ящики — это лишь один из видов общения государства с гражданами. Самая главная их цель — раскачать общество. Ведь коррупция — это не болезнь, с которой определенная его часть смирилась и считает, что достигнуть результата по этим правилам гораздо быстрее, эффективней и надежней. Коррупция должна быть неприличной и аморальной. Развивая взаимодействие с институтами гражданского общества — Общественной палатой, Уполномоченным по правам человека, общественными организациями — мы также ставим задачей привлечь граждан к общей работе, для нас такой контакт интересен. Однако пока мы не удовлетворены положением дел в этом начинании и не видим от общества помощи в борьбе с этим явлением.
Народное определение
— Если я попрошу вас дать короткое, “народное” определение слову “коррупция”, что вы скажете?
— Это когда государственный человек принимает решения из своей корысти либо иной заинтересованности, а не из государственных интересов или прав человека.
— Как вы считаете, коробка конфет — преподавателю вуза это — взятка?
— Если это сделано из чувства уважения к своему преподавателю, а не для того, чтобы получить оценку, то это, конечно, не взятка. Это благодарность. Ну, а с другой стороны… Если конфеты — сами по себе и не взятка, потому что они не очень дорогие, а вопрос стоимости презента здесь важен, но конфеты в качестве “вознаграждения”, чтобы получить хорошую оценку, это своего рода дисциплинарный поступок.
— Следует ли думать, что лично вы берете подарки только от очень знакомых и проверенных людей? Или вы не берете их в кабинете?
— Разницы нет, где вы получили подарок — в кабинете или за стенами кабинета. Это не имеет серьезного значения в свете той сложной темы, на которую мы сегодня говорим.
А по поводу того, у кого я беру подарки… Это, наверное, близкие люди, и те, которым я могу доверять, и с кем меня не связывает область моих интересов.
— Как неравнодушным гражданам связаться с вами?
— Телефон доверия в Администрации губернатора, руководителем которой я являюсь — 35-93-87. Мы должны обеспечить участие институтов гражданского общества в противодействии коррупции и готовы к серьезной совместной работе.
Мария ВЫРУПАЕВА.