Будущее Бурятии через СЭР

В конце прошлого года Народный Хурал не принял Программу социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011—2015 годы и отправил ее на доработку. Бурятские ученые провели экспертизу и разработали предложения по повышению качества этого важнейшего документа

На вопросы «Информ Полиса» отвечает Зорикто Дондоков, доктор экономических наук, главный научный сотрудник отдела региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН.

— Зорикто Бато-Дугарович, как вы можете прокомментировать это событие?

— Экспертами отдела региональных экономических исследований БНЦ СО РАН проведен анализ проекта программы и дано детальное заключение. К сожалению, в программе недостаточно четко определены цели, задачи и приоритетные направления развития республики. Содержание многих разделов представляет собой свод пожеланий. Не ясны пути и механизмы достижения поставленных целей. Слабым местом является недостаток конкретных мероприятий и предложений по развитию республики. Мы считаем, что в таком виде программу нельзя было принимать. Она требует серьезной доработки.

— В чем вы видите направления улучшения программы?

— Подготовку программы можно сравнить со строительством дома. Если заложен прочный фундамент, то и дом будет устойчив. Поэтому программа должна базироваться на хорошей основе. В целях методологического единства правительству Республики Бурятия следовало бы обсудить макет программы и согласовать его с Министерством регионального развития РФ. Необходимо скорректировать стратегические цели программы, изменить ее структуру и разделы. Например, развитие инфраструктуры следует рассматривать в комплексе с отраслями экономики и социальной сферы. В программе обязательно должны быть отражены демографические аспекты, т.к. численность и структура населения является основой для расчета многих показателей, как экономических, так и социальных.

Практически вся наиболее освоенная и обжитая часть территории республики входит в Байкальскую природную территорию и находится под действием особого режима природопользования. По оценкам экспертов, ежегодные потери Республики Бурятия, связанные с ограничением хозяйственной деятельности, превышают 10 млрд. рублей в год и сопоставимы с годовым объемом осуществляемых в республике инвестиций. В силу этого в программе особое внимание должно быть уделено «байкальскому фактору».

Республика Бурятия является составной частью Российской Федерации и сильно зависит от федерального центра. Поэтому программа должна быть увязана с федеральными стратегическими документами — Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, федеральными стратегиями развития отраслей экономики, федеральными целевыми программами и т.д. В свою очередь, в программе должны быть отражены республиканские целевые программы и другие стратегические документы, например, схема территориального планирования в РБ.

Необходимо изменить систему индикаторов развития республики, на основе которых производится оценка выполнения программы. Отдельным приложением следует привести крупные инвестиционные проекты с указанием сроков, объемов инвестиций, создаваемых рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет Бурятии. Иначе неясно, как будут достигнуты продекларированные в программе результаты.

— Отдел создан как методологическая база развития экономики республики. Как вам видится научный подход к подготовке программы?

— Основной задачей деятельности отдела является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок по социально-экономическому развитию территорий, прежде всего, Республики Бурятия. Этим и объясняется наш интерес к подготовке программы.

Программа должна быть комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития республики и планируемых эффективных путей и средств их достижения. Значение ее для региона трудно переоценить. Она должна стать основным документом, определяющим развитие Бурятии на предстоящие 5 лет. На ее основе будут приниматься управленческие решения.

Подготовка программы — это сложный и ответственный процесс. Конфликт между правительством РБ и Народным Хуралом показал, что для разработки качественной программы усилий только органов исполнительной власти явно недостаточно. И это объективно, о чем свидетельствует мировой и отечественный опыт. Для подготовки качественных стратегических документов необходимо их научное сопровождение. В настоящее время одним из лучших в России стратегических документов является Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в создание которой большой вклад внесло СО РАН, особенно Институт экономики и организации промышленного производства. Считаю, что такой же подход по привлечению науки следует использовать и в нашей республике.

Конкретное содержание программы в виде, например, инвестиционных проектов зависит от бизнес-структур. На реализацию планируемых мероприятий, будь то освоение месторождений полезных ископаемых, строительство дорог и т.п., влияет отношение к ним населения. Поэтому для подготовки качественной программы необходимо участие в ней на разных стадиях не только органов исполнительной и законодательной власти в лице правительства РБ, Народного Хурала, но и представителей науки, бизнеса и общественности республики. Нужно объединять усилия всех. А общая цель у нас одна — сделать так, чтобы жить в Бурятии стало лучше.

— Зорикто Бато-Дугарович, в правительстве Бурятии наблюдается рейтинговая эйфория. Имеет ли она под собой основание?

— Все зависит от того, как считать. Например, в 2002 — 2003 годах Бурятия по уровню социально-экономического развития занимала в РФ 70-е и соответственно 72-е места. Расчет производился по 12 важнейшим показателям, включая среднедушевые показатели по валовому региональному продукту, объему инвестиций, внешнеторговому обороту, а также уровень зарегистрированной безработицы. Чем лучше были эти показатели, тем выше был и рейтинг региона.

В последние годы используется другая методика, оценивающая эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расчет осуществляется по 295 показателям. Это приводит к тому, что важнейшие показатели социально-экономического развития размываются в общей массе. Например, валовой региональный продукт на душу населения значительно весомей ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, но по новой методике эти показатели равнозначны. В результате может получиться ситуация, когда худший рейтинг получает регион, имеющий лучшие значения по ключевым показателям, но уступающий другому региону по остальным показателям. Кроме того, эти рейтинги рассчитываются на основе изменения показателей, а не их абсолютного значения. Это приводит к тому, что отстающий регион может стать «передовиком», даже незначительно улучшив свои показатели по сравнению с предыдущим годом. По новой методике в рейтинге регионов России, Республика Бурятия в 2007 году занимала 44-е место, в 2008-м — 30-е, а в 2009-м поднялась на 29-е место. Методики оценки развития региона разные, поэтому разными являются и результаты расчетов.

Валерий Алсуев



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ