Трагедия в Охотском море в очередной раз обнажила все проблемы российского крупного бизнеса, который наплевательски относится не только к людям, но и к законам страны. Следственный комитет России накануне заявил о том, что, в качестве основных версий затопления плавучей буровой установки "Кольская", рассматриваются "нарушение правил безопасности при проведении буксировки буровой установки" и "осуществление буксировки без учета погодных условий".
Напомним, "Кольская" затонула в Охотском море 18 декабря. На борту платформы находилось 67 человек. Спасти удалось 14 человек. Самолеты, вертолеты, суда продолжают поиск тел погибших.
Уже сейчас понятно, что такое количество людей не должно было находится на буровой установке. По всем морским правилам и законам, на буксируемом судне должен оставаться минимум экипажа для обеспечения безопасности и технических условий буксировки, но ни в коем случае не пассажиры, в данном случае - буровики. Однако, руководство буровыми работами в районе Западно-Камчатского шельфа, видимо, не посчитало "экономически целесообразным" вывезти людей с платформы другими судами.
В прессе уже появились сообщения и о том, что начальство торопилось закончить бурение скважины, но не позаботилось о нормальных условиях труда рабочих на "Кольской". К тому же, сезон таких работ заканчивается в октябре, но из-за позднего прибытия платформы из Мурманска на Дальний Восток, было решено вести работы в условиях зимнего моря и штормов.
Как это ни печально, но этой трагедии могли и не произойти, если бы "Газфлот" - дочерняя компания ОАО "Газпром", которая занимается буровыми работами на морском шельфе, все-таки прислушалась к государственным надзорным органам и выполнила их предписания.
Дело в том, что к началу буровых работ у побережья Камчатки в сентябре этого года у "Газфлота" было отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Комиссия признала проект бурения "не соответствующим экологическим требованиям, установленным законодательством России в области охраны окружающей среды".
Эксперты отметили непрофессионализм в подготовке проектной документации. Так "Газфлот" проявил трогательную заботу о "большом количестве моржей", в реальности не обитающих в Охотском море. Кроме того, компания "учла" особую ценность природных комплексов острова Карагинский, который на самом деле находится в Беринговом море.
Но корпорацию не смутили ни собственная некомпетентность, ни законодательный запрет, ни волна возмущения общественности Камчатского края и экологов, ни административное расследование, проведенное Управлением Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу.
Даже если отбросить тот факт, что в районе бурения скважины добывается четверть всех морских биоресурсов страны, казалось бы, "законопослушную" госкомпанию должен был остановить иск Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры. В октябре надзорное ведомство выступило требованиями признать незаконными действий ОАО "Газпром" и ООО "Газфлот" и запретить строительство поисковой скважины.
Более того, возмущенные беззаконием общественные организации Сибири и Дальнего Востока направили обращение Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой остановить деятельность корпорации, поставившей под угрозу сохранность ценнейшего рыбопромыслового района страны.
"Западно-Камчатский шельф играет важнейшую роль в продовольственной безопасности России. Акватория шельфа дает четверть всего улова водных биоресурсов России. Здесь добывается треть всего российского минтая, воспроизводится треть отечественных запасов тихоокеанских лососей", - говорилось в Обращении. Под письмом Президенту страны подписались крупнейшие общественные объединения: Всемирный фонд дикой природы, Ассоциация добытчиков минтая, Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Комитет по защите Западно-Камчатского шельфа и другие.
Однако, судя по всему, у менеджмента "Газпрома" и "Газфлота" "мечты сбываются". Особенно, если за это "светят" дополнительные бонусы за успешную реализацию планов. И Президент России не решился этому помешать. Компания подала проектную документацию на бурение скважины на повторную государственную экологическую экспертизу и (о чудо!) получила положительное заключение. Через два месяца после начала работ и без общественных слушаний и повторной общественной экологической экспертизы.
Прокуратура Камчатского края привлекла "Газфлот" к административной ответственности, но работы у берегов Камчатки на буровой платформе "Кольская" продолжились. А еще через полтора месяца "она утонула".
В сообщении пресс-службы Следственного комитета России не часто встречаются такие формулировки: "в рамках расследования будет дана жесткая правовая оценка действиям всех должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности работников буровой станции, невзирая на их чины и звания". Хотелось бы, что бы и самому проекту и действиям должностных лиц также была дана "жесткая правовая оценка".
"Байкал24"
По материалам СМИ и WWF России