Число автомобилей в Бурятии будет расти и дальше, меры по борьбе с пробками за ним успевать не будут
Городские пробки в Улан-Удэ стали нарицательными. Инфраструктура города еще несколько лет назад оказалась не готова к повышению благосостояния граждан и увеличению числа автомобилей. Однако только недавно власть официально признала проблему чрезвычайной. На прошлой неделе у Вячеслава Наговицына мэрия Улан-Удэ презентовала свой проект по улучшению ситуации на дорогах столицы Бурятии.
Заживем как в Европе — плохо
Впрочем, еще несколькими неделями ранее заместитель мэра Гемаля Гендунова, анонсируя мероприятие у главы региона и саму борьбу с пробками, предупредила: "План предварительный, рассчитан на десять лет, но уже сейчас его стоимость оценивается в сумму свыше десяти миллиардов рублей".
Сам Вячеслав Наговицын обмолвился уже в ходе совещания о том, из чего нужно исходить при планировании мероприятий по борьбе с пробками. Бурятия, по его мнению, в обозримом будущем достигнет европейского стандарта автомобилизации — 2,5 машины на одну семью (это примерно в 2—3 раза больше, чем сейчас). После этого стало очевидным, что с пробками в Улан-Удэ будут бороться десятилетиями. Это будет этакий проект на века, вроде борьбы с курением или ветхим жильем.
Сама презентация, которую представляла та же Гемаля Гендунова, это подтвердила. В принципе, из кардинальных мероприятий по улучшению ситуации на дорогах Улан-Удэ к краткосрочным можно отнести уже достаточно известную будущую развязку "Центральный рынок — Балтахинова". Остальные проекты расширения улиц, добавление полос, мостов, путепроводов уходят в "надцатые" годы без подтверждения финансирования.
Про них интересно слушать, но надо иметь в виду, что появятся они не скоро. Тем не менее, планируется ликвидировать наземные пешеходные переходы на магистралях — Бабушкина, Терешковой, Шумяцкого, Смолина, Революции 1905 года, Балтахинова, Куйбышева. На их месте предполагается строительство надземных и подземных переходов.
Аппендикс на "Октябре" сносить не будут
Также, в связи с переходами, вновь подняли вопрос о безнадежном пока решении проблемы с перекрестком возле кинотеатра "Октябрь". На сегодня автомобилистам несколько полегчало, когда с улицы Жуковского поток идет в одном направлении. Однако есть более кардинальные варианты. Окончательно похоронена идея, будоражившая умы горожан лет этак пятьдесят. Жилой дом, торцом выпирающий на проспект 50-летия Октября, переноситься не будет, власти сочли бессмысленным таскать пятиэтажные здания по городу.
Краткая дискуссия о судьбе перекрестка свелась к постройке подземного перехода или появлению кругового движения там. Переход будет длинным и дорогим. Зато ввод кругового движения означает перенос уже другого объекта — памятника. Опять же перетаскивать мемориал — тоже удовольствие не для слабонервных, и куда его перемещать, пока непонятно. В общем, решили, что целесообразнее будет построить подземный пешеходный переход стоимостью около 90 миллионов рублей.
Еще один культовый затор ежедневно создается на пересечении улицы Ербанова и проспекта 50-летия Октября. При пропускной способности в 2400 автомобилей в час здесь фактически проезжает более 5 тысяч автомобилей, заявила Гемаля Гендунова, ссылаясь на проведенное обследование. Решение проблемы предлагается неординарное. Снести часть привычных откосов и расширить путепровод по проспекту 50-летия Октября с двух полос до трех.
Менее дорогостоящий вариант улучшения трафика придуман в другой части Улан-Удэ. При повороте с проспекта Автомобилистов на Ключевскую в 20а квартале планируется расширить кольцевую развязку на одну полосу. Бюджету это обойдется в 3 миллиона рублей.
Дороги расширят
В плане Гемали Гендуновой прозвучала популярная в народе тема расширения проезжих частей на самых напряженных направлениях. Это, в частности, касается участка по улице Бабушкина — от Терешковой до Трубачеева, а также самой улицы Трубачеева. Правда, в планах это числится на 2013 год. Автомобилистам предложат и объездные пути: с улицы Павлова до Дальневосточной и с улицы Солнечная через переулок Карьерный до Трубачеева.
Внезапно для общественности была представлена новая версия моста в Улан-Удэ. Если про мост с улицы Приречной на Транспортную некоторым образом забыли, то теперь в планах мэрии есть другой вариант, стоимостью восемь миллиардов рублей. Мост через Селенгу: Трубачеева — остров Богородский — село Поселье — федеральная трасса М-55. По мнению авторов программы, это позволит разгрузить центр города. Откуда брать деньги на него, мэрия не сообщила. Вячеслав Наговицын тоже промолчал о возможных источниках финансирования.
Впрочем, для облегчения страданий улан-удэнских автомобилистов есть более краткосрочные мероприятия. Например, в 2011 году появится светофор на перекрестке улиц Комсомольская и Николая Петрова. Остальные дороги Улан-Удэ будут снабжены дорожными знаками под завязку. После критики Вячеслава Наговицына исчезнет часть "лежачих полицейских" на улице Лимонова, Революции 1905 года, Ботанической, Борсоева, проспекте Строителей и прочих — в общем, со всех главных городских артерий. Но опять же, по плану "лежачих" должны заменить на светофоры, однако на 2011 год пока забит в городском бюджете всего один — уже упомянутый выше.
Маршруток будет меньше
Много на совещании говорили про городской пассажирский транспорт. Мэрия не собирается отходить от тренда пересадить большую часть пассажиров в крупные автобусы. В Улан-Удэ к 2013 году число маршруток должно снизиться с 1200 до 1028, а число автобусов средней и большой вместимости — увеличиться со 160 до 337. Причем маршрутки большей частью будут ходить по окраинам Улан-Удэ или связывать их с центром.
Впрочем, Вячеслав Наговицын несколько усомнился в расчетах мэрии:
— Мы можем с вами сделать дорогу, а может, туда все равно никто не поедет? Логически вы все вроде бы правильно говорите, а фактически — неизвестно. Мы должны быть убеждены, что, потратив деньги, мы ликвидируем пробки. И необходимо обозначить перспективы.
Для обозначения перспектив и минимизации ошибок было предложено:
— Нужно дать возможность людям высказать мнения. Это не значит, что мы должны их принимать, но выслушать, что скажут наши граждане, должны.
В результате, план по борьбе с пробками уже появился на официальном сайте мэрии Улан-Удэ.
Виктор Золотарев,