Фестиваль культуры «Энергия» от Эн+. День второй

Мечта о чтении стихов Корнея Чуковского в 5 утра, грезы о Байкале, беседы о фильмах «Бойцовский клуб» и «Иван Васильевич меняет профессию», а также одиночество писателей. Чем еще запомнился второй день фестиваля культуры «Энергия», организованного в честь 20-летия российского холдинга Эн+.

Второй день фестиваля «Энергия» открылся лекцией-спектаклем Владимира Кошевого «Корней Чуковский. Сказочник страны Советов». Актер читал со сцены известные нескольким поколениям стихотворения, такие как «Мойдодыр», «Муха Цокотуха», попутно раскрывая тайны создания произведений.
Владимир Кошевой рассказал, что начал рано читать – с трех лет. Первые книжки были именно авторства Корнея Чуковского. Мама просила читать про себя, но он отвечал, что "про меня там не написано. Написано про Айболита, про Федору".

«Это были мои первые книги, надеюсь, что и ваши тоже. Я родился в Риге, там в театрах была постановка Чуковскому. Я её очень любил и в любое время дня и ночи мог процитировать всех актеров. Сейчас в Москве 5 утра, кто б мне сказал в детстве, что я буду читать в 5 утра Чуковского. Это была моя мечта», - рассказал гостям Владимир Кошевой.

Уже во взрослом возрасте Владимиру удалось побывать на съемках в Переделкино. Там он посетил дом Чуковского, смог посидеть за его пишущей машинкой, где была написана книга «От двух до пяти», которую Кошевой посоветовал всем присутствующим на встрече.

Интерактивные вставки, общение с залом, загадки для зрителей от Чуковского - каждый гость лекции-спектакля словно погрузились в мир Чуковского. А юные зрители шёпотом повторяли гениальные строчки, прочитанные актёром.
Журналист и писатель Маша Трауб выступила с лекцией «Зеркало для героя: о ком и о чем я пишу». Она призналась, что встреча с Байкалом – одно из ее тайных желаний и благодаря фестивалю «Энергия» оно сбылось. Встреча прошла в формате «вопрос-ответ» и каждый ответ Маши публика встречала аплодисментами.

«Я пишу о нас, о вас, моих любимых бабушках, дедушках. О том, что волнует каждого человека, о судьбах, о радости», - отметила Трауб.

Писательница рассказала, что просто ставит перед читателем зеркало, в которое он может посмотреться. Она поблагодарила своих читателей и призналась, что среди них нет хейтеров, а она чувствует их колоссальную поддержку. А также уверена, что без читателя писателя не существует.

«Это одна из самых потрясающих, самых лучших, самых тёплых встреч, которые у меня были за все время. Побывать в Иркутске и на Байкале – действительно моя давняя мечта, которую я всегда откладывала. Но мечты сбываются. Я даже не ожидала такого радушного приема. Настолько доброжелательная публика, настолько искупали в овациях, что не то что уезжать не хочется, а хочется приезжать почаще. Организаторам не просто спасибо, а 5+, потому что все было и остается на высшем уровне. Они настолько заботятся как о технических моментах, так и том, чтобы в душе осталось только счастье, что это не передать, я очень благодарна», - сказала Маша Трауб журналистам.


Программа фестиваля продолжилась паблик-током автора блога Bookeanarium Ирины Распопиной, которая кстати работает в Эн+. В своем она уделила внимание теме экранизации книг. По словам Ирины, любой сценарий менее объемный, поэтому в нем по сравнению с книгой многое теряется, и ни одна экранизация не бывает дословной. Чтобы фильм состоялся, нужен один центральный сюжет.

Также блогер отметила, что кинонаграды или кассовый успех не являются показателем удачной экранизации. Примером тому является, например, культовый «Побег из Шоушенка», который собрал в прокате весьма скромную кассу. А чтобы фильм соответствовал книге, должны сойтись гениальность писателя и режиссера. Среди примеров – сериал «Идиот» Владимира Бортко, «Старикам здесь не место», «Парфюмер», «Иван Васильевич меняет профессию».

Среди тех картин, которые оказались лучше книги, Ирина отметила «Хороший год», «Форест Гамп», «17 мгновений весны», «Бойцовский клуб» и другие. А на вопрос о том, почему экранизация не получается, ответила, что фильмом должны заниматься исключительно кинопроизводители, которые обязаны предусмотреть бюджет.

Режиссер и художественный руководитель московского театра на Малой Бронной Константин Богомолов после встречи с участниками фестиваля, где обсуждались актуальные вопросы культуры и креативных индустрий, поблагодарил за приглашение в Иркутск и заметил, что планирует вернуться на Байкал летом, приехав вместе с семьей. Да и вообще с радостью приедет в столицу Приангарья с гастролями театра, если ему поступит такое предложение.

«Замечательно, что Эн+ организовала такой фестиваль и собрала такую прекрасную программу. Замечательные спикеры, интересные встречи и мероприятия. Для театра это тоже большое дело, особенно сегодня, когда снижена культурна активность. Поездка в такой театральный город как Иркутск - всегда радостное событие, а сегодня это удача вдвойне. Даже если ты живешь в столице, важно соотносить себя с пространством страны, с жизнью городов, тем более театральных городов», - отметил сценарист.

Богомолов также посетовал, что не успевает смотреть новинки кинематографа в силу своей загруженности, и отметил, что сериальная отечественная сериальная индустрия находится на «вполне западном уровне».

«Российская киноиндустрия также растет. Ей надо набрать еще многое, чтобы дорасти до того состояния, как она была когда-то», - считает Богомолов.

Худрук театра на Малой Бронной также отметил, что спокойно относится к тому, чтобы в театрах проводилась видеотрансляция постановок, однако этим не стоит злоупотреблять.
«Я, например, против того, чтобы выкладывать такие вещь на ютьюб, но важно понимать, что для зрителя знакомство со спектаклем вживую или же через экран – это две совершенно разные вещи», - считает Константин Богомолов.

Известный прозаик и литературовед Евгений Водолазкн провел на фестивале «Энергия» паблик-ток «Память и забвение», приуроченный к выходу нового романа «Чагин». Он отметил, что новая книга – она о памяти, истории и вымысле, потому что «вымысел сопровождает и память, и историю».
«Во все свои романы я вкладывал душу, все они отражают тот или иной возраст или стиль мышления, однако может быть среди них всех главным является «Лавр»», - сказал Водолазкин о своих романах.

Писатель также отметил, что сейчас пишет новую пьесу, однако предпочел не раскрывать деталей произведения.
«Писатель – существо одинокое. Он сидит в кабинете и пишет. Это отчасти хорошо, потому что если бы писатель болтался на каких-то тусовках, то все, что в нем есть, это бы быстро ушло», - поделился своими мыслями Водолазкин.
Писатель также напомнил, что очень рад возвращаться в Иркутск, где был уже неоднократно, особо отметив жителей столицы Приангарья и архитектуру города».

«Здесь замечательные люди. Меня всегда потрясало, что во время таких фестивалей залы в буквальном смысле забиты людьми. Были удивительные диалоги, беседы о литературе. Здесь ее знают и любят, поэтому приезжать в Иркутск – одно удовольствие. Культура не должна сосредотачиваться в двух или трех городах. Она должна быть щедрой ко всей стране. Дмитрий Лихачев говорил, что возрождение России начнется не со столицы, а с малых городов», - считает Водолазкин.
Завершила второй день фестиваля творческая встреча с актрисой Аглаей Тарасовой перед показом фильма «Непослушник» режиссера Владимира Котта.

Фестиваль «Энергия» приурочен к 20-летию компании Эн+, основанной Олегом Дерипаской. Мероприятие станет крупнейшим культурным событием Сибири за последние годы. Участие во всех активностях фестиваля в «Сибэкспоцентре» бесплатное, однако зрителям необходимо пройти предварительную регистрацию на сайте фестиваля.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ