В жизни происходит масса неприятных ситуаций, когда люди теряют память, становятся жертвами несчастных случаев, и установить их личность без документов невозможно. А дактилоскопическая информация может оказать неоценимую помощь. Поэтому такая регистрация, прежде всего, важна для самих граждан и проводится в их интересах.
В современных условиях каждому человеку, прошедшему дактилоскопическую регистрацию, гарантировано установление личности при порче документов, несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, землетрясениях, пожарах, террористических актах, авиационных и железнодорожных катастрофах. Особое значение дактилоскопическая регистрация имеет для людей, страдающих потерей памяти. В случае, когда человек не в состоянии сообщить о себе какие-либо сведения, дактилоскопия может помочь родственникам найти пропавшего члена семьи. Положительным примером может послужить случай, произошедший в 2008 году на железнодорожном вокзале г. Улан-Удэ, когда сотрудниками линейного отдела милиции был обнаружен молодой человек без документов. Он не мог вспомнить ни имени, ни места жительства. Данный человек был дактилоскопирован, и по поисковой системе его личность была установлена. Гражданин являлся военнослужащим, т.е. относился к категории лиц, подлежащих обязательной постановке на дактилоскопический учет.
Во многих странах мира, в том числе с высоким правовым уровнем и развитой демократией, дактилоскопическая регистрация является обязательной, и граждане проходят ее при получении водительских удостоверений или паспортов.
Данная процедура занимает всего несколько минут. Современные технические средства позволяют не только сократить время прохождения регистрации, но и делают ее более упрощенной. Из кинофильмов или телепрограмм о работе правоохранительных органов можно увидеть как обрабатывают черной краской руки и прокатывают их по бланку дактилоскопической карты. На сегодняшний день это «прошлый век». В январе 2011 года в дежурные части УВД по Улан-Удэ, а также в районные ОВД Республики Бурятия поступили аппараты «бескраскового» дактилоскопирования. Человек лишь прокатывает ногтевые фаланги и ладони своих рук по специальному экрану, после чего изображение их папиллярного узора появляется на мониторе и автоматически заносится в базу данных.
Государственная услуга предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- письменное заявление в территориальный орган МВД России на районном уровне по месту жительства гражданина, либо интернет - обращение путем заполнения специальной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Образцы заявлений имеются на стендах возле дежурных частей во всех территориальных органах внутренних дел МВД по Республике Бурятия и УФМС.
В случае если в интернет-обращении заявителем указан адрес электронной почты, по данному адресу направляется уведомление о приеме заявления, содержащее учетный номер заявления и время приема документов на основе графика (режима) работы, после чего заявление распечатывается должностным лицом, ответственным за регистрацию заявлений и рассмотрение документов, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным заявлением.
- паспорт;
- свидетельство о рождении лиц, не достигших 14-летнего возраста;
- документы об установлении опеки или попечительства.
Должностное лицо, ответственное за регистрацию заявлений и рассмотрение документов, проверяет документы, представленные заявителем на личном приеме, на соответствие требованиям Административного регламента и при отсутствии оснований для отказа в приеме документов или предоставлении государственной услуги, оформляет талон, который состоит из двух частей: талона-корешка и талона подтверждения. Максимальный срок выполнения действия - 15 минут.
В случае наличия оснований для отказа в приеме заявления, должностное лицо, ответственное за регистрацию заявлений и рассмотрение документов, направляет заявителю уведомление об отказе в приеме заявления (с обоснованием причин отказа).
Основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:
- предоставление недостоверной информации.
- наличие сведений о том, что заявитель не является гражданином Российской Федерации.
- отсутствие дактилоскопической информации гражданина в информационном массиве добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации - при рассмотрении заявлений и обращений о внесении изменений в дактилоскопическую информацию гражданина, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, или об уничтожении такой информации.
- основанием для приостановления предоставления государственной услуги является наличие у гражданина на пальцах рук открытых ран или повреждений кожных покровов. В этом случае проведение дактилоскопирования производится после излечения гражданина.
Гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальные структурные подразделения МВД по Республике Бурятия и УФМС по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической информации. Информация уничтожается также в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, по сообщению родственников или других лиц в подразделения МВД и УФМС на основании свидетельства о смерти.
Более подробно с приказом МВД России «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» можно ознакомиться в «Российской газете» от 15 августа 2012 года или в сети Интернет.
"Байкал24"