До второго тура выборов губернатора Иркутской области остается ровно неделя и сейчас уже можно оценить как провел свою кампанию основной соперник действующего главы региона Сергей Левченко. Как известно, выдвиженец от КПРФ набрал в первом туре более 36% голосов избирателей, что гораздо больше, чем обычно получает компартия во время народного волеизъявления. Безусловно, сравнивать выборы губернатора с выборами депутатов разного уровня, даже Госдумы, некорректно. В первом случае граждане выбирают главу региона, самого главного начальника территории, а в других – своих представителей во власти.
Прямые выборы высших должностных лиц регионов и муниципалитетов максимально персонализированы, особенно в условиях аморфной политической среды, созданной в стране за последнее десятилетие. Даже партийная принадлежность кандидата не играет определяющей роли. На этих уровнях власти политикой, в классическом понимании этого термина, не занимаются – людей бы накормить, да от бунта их удержать. Таким образом, на первый план избирательной кампании выходит личная харизма кандидатов и их популярность среди избирателей.
Априори, выдвиженец от партии власти, ранее занимавший руководящий пост, имеет лучшие стартовые позиции. Его хорошо знают и многие от него зависят. Самая выигрышная стратегия борьбы с ним – разрушение того позитивного образа, который любовно создавался пресс-службой в течение предшествующего периода. Именно так и была построена практически вся избирательная кампания Сергея Левченко.
Она состояла из двух больших частей: критика работы основного соперника на посту главы региона и обнародование неких сведений о коррупции в его окружении. Зачастую эти две составляющих сливались в "экстазе", как, например, в истории со строительством детских садов и некоторыми другими проектами. Иногда штабу Левченко приходилось просто возвращать актуальность давно известным, но не закрытым темам.
Особенностью тактики оппозиционного кандидата стало и то, что "чернушная" часть кампании строилась не на пустом месте. В течение года перед выборами разные группировки, которые оказались по тем или иным причинам в оппозиции к Сергею Ерощенко, расшатывали его имидж негативными публикациями в прессе. Левченко оставалось лишь "организационно оформить" недовольных нынешней властью и официально легитимизировать все претензии и обвинения.
Упорное педалирование коррупционной составляющей и постоянная критика действий соперника привели к тому, что теперь любая негативная информация или просто проблемная ситуация работает против кандидата от партии власти: "ребенка не на что в школу собрать, а они еще и воруют!", "цены на лекарство опять выросли, а они с бюджетом химичат!", "подвеску на дороге оставил, а этим мало все украсть, так надо еще и спи...ть!".
Вместе с тем, единственным условием успеха такой кампании является уязвимость объекта для критики и его нежелание вступать в полемику по существу предъявляемых претензий. Сергей Ерощенко соответствует этим требованиям как нельзя лучше. Что же касается кандидата от КПРФ, то, как ни странно, кампания Сергея Левченко пока лишь подтверждает распространенное мнение о том, что "левые могут только разрушать".
Действительно, имидж нынешнего главы региона в глазах части избирателей разрушен "до основанья", а вот что "затем" - избирателям не слишком понятно. С одной стороны, команде Левченко через негатив удалось сформировать и оформить запрос на перемены, а с другой стороны, в нынешней ситуации в России радикальные изменения в отдельно взятом регионе невозможны в принципе. Максимум, что может пообещать претендент на руководящую должность – "не воровать". Однако, и эти слова, как будто застряли комом в горле кандидата от КПРФ. Более того, ему пока не удается стать единым кандидатом от всех недовольных властью. Большое количество таких избирателей настороженно относится к одному из старейших политиков области, полагая, что он не сможет радикально изменить к лучшему нынешнее положение региона.
Не добавили "очков" Сергею Левченко и предвыборные рекламные материалы. Какие-то умники решили вынести одним из слоганов кампании Левченко фразу "Услышу голос каждого". Удивительно, что соперники до сих пор не обыграли это "предвыборное обещание" в стиле "голосов в голове" своего соперника. Впрочем, как уже ранее отмечалось, в другом лагере с "креативом" в агитационной продукции тоже были свои проблемы, которые заставили усомниться в адекватности политтехнологов и самих заказчиков.
В общем и целом, кампания кандидата от КПРФ в этот раз удивила лишь масштабом усилий и сосредоточенностью на компромате. Спорадические всплески общественной активности типа поездки на тушение лесных пожаров или заявление по поводу памятника Сталину вызывали лишь недоумение у части избирателей. На самом деле, люди хотят увидеть не просто "нового старого" политика, готового из оппозиции перейти во власть, а его альтернативный взгляд на решение проблем региона. Конкретные инициативы по наболевшим темам, которые появились в последние дни, напоминают попытку догнать уходящий "электоральный поезд". В общем информационном поле эта составляющая кампании Сергея Левченко практически отсутствует, что, в конечном счете, может сыграть роковую роль во втором туре выборов губернатора Иркутской области.
Александр Перов / Источник ИА "Байкал24"