«Божьи коровки» на кладбище современной драматургии

В этом году в афише театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова впервые появился спектакль «Божьи коровки возвращаются на землю» по пьесе Василия Сигарева, одного из самых известных в России драматургов, в исполнении артистов Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.

Прогрессивные зрители подумали: «Наконец-то!», и не разочаровались – спектакль произвел хоть и мрачное, но сильное впечатление. Остался только вопрос: это заслуга драматурга или режиссера Дмитрия Буханкина и театральной труппы?

Стоит отметить, что до этого фестиваль избегал скандальных имен. А повышенный интерес к «Гоголь-центру» связан сегодня, прежде всего, с конфликтной фигурой главного режиссера театра Кирилла Серебренникова. Кроме того, в пьесе присутствовала ненормативная лексика.

– Василий Сигарев является одним из самых крупных и признанных драматургов на сегодняшний день, – считает театральный критик Вера Максимова. – Именно его можно назвать автором, рожденным этим тяжелым рубежным временем на переходе веков. Но в этой постановке интересен, прежде всего, режиссер, который единодушно понравился и критикам, и актерам, которые играли не просто очень хорошо, а как последний раз в жизни.

Действие спектакля, по задумке режиссера, происходит на кладбище. В пьесе же события разворачиваются в хрущевке, которая стоит на окраине города, окнами на старое кладбище. В народе район этот называют «Живые и мертвые». Герои спектакля провожают друга Диму (Олег Донец) в армию. Такой перенос места действия – сильный и оправданный ход, ведь герои постановки, по сути, тоже живые мертвецы: дети алкоголиков, наркоманы, барыги. Ржавые решетки оградок как бы отделяют комнаты квартиры, где происходят жуткие проводы. Присутствие памятников из нержавейки оправдано сюжетом, ведь Дима и Славик (Кирилл Малов) промышляли их продажей на металлолом.

В постановке присутствует атмосфера щемящей тоски, которая нападает только поздней осенью на фоне увядания. На заднем плане – фанерные конструкции, которые можно принять за металлические гаражи между кладбищем и домом. Они служат героям дверными проемами, через которые те попадают в пространство сцены.

Через них в гости к своему другу приходит девушка Лера (Екатерина Молоховская), познавшая самое дно жизни, ведь мать-пьяница регулярно пытается продавать ее своим собутыльникам, но, тем не менее, она в спектакле единственная, сохранившая веру в Бога. Среди персонажей – Кулек (Сергей Огурцов) – отец Димы, бывший «шишка» гороно, который после смерти жены опустился на социальное дно; Аркаша (Сергей Муравьев) – барыга, скупающий памятники, который возникает как древнегреческий бог в венке из искусственных цветов с выпивкой и закуской. На фоне всей этой «чернухи», пронизанной вселенской тоской, вдруг возникает образ божьей коровки – некоего доброго знака из далекого детства. И опустившиеся люди, давно утратившие веру во все на свете, вспоминая свое далекое детство, вдруг оживают и как завороженные пишут мелом на стене гаражей: «Божья коровка, улети на небо, там твои детки кушают конфетки, всем по одной, а тебе ни одной».

Придуманный драматургом образ не нов. И катарсис, который происходит в финале, заслуга, скорее, режиссера и артистов, сумевших вложить в пьесу гораздо больше общечеловеческого смысла, чем в ней было изначально.

– Василий Сигарев заслуживает внимания хотя бы тем, что за историями его героев интересно следить. В целом же, современная драматургия, по моему мнению, не богата любопытными пьесами – драматурги только констатируют факты, но журналисты делает это гораздо быстрее и интереснее.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ